Конспект лекций по предмету "Социология"


Экономический институт

Современное общество основано на рыночной экономике, т.е. обмене товаров и услуг на деньги. Политическая и экономическая мысль в последние два века рассматривает этот вид обмена как нечто данное по определению.
Можно предположить, что рыночная экономика - единственный нормальный способ организации экономической деятельности. Но эта точка зрения ошибочна. Когда мы взглянем беспристрастно на экономические системы, то увидим множество различий между ними. Антропологи и специалисты в области политической экономии изучили сотни экономических систем, но мы ограничимся анализом основных: капитализма, демократического социализма и экономики советского типа.
КОРПОРАТИВНЫЙ КАПИТАЛИЗМ В США
Капитализмом называется экономическая система, утверждающая право владеть частной собственностью, вкладывать ее в качестве капитала в производственные предприятия и получать прибыль от этих капиталовложений. Сторонники этой системы ценят активность и конкурентоспособность. Промышленная революция была движущей силой для развития современного капитализма.
Внедрение новых видов продукции и создание новых рынков, сбыта, успех которых не был гарантирован, требовали готовности идти на риск. Банкиры, промышленники и т.д. пришла на смену землевладельцам и стали наиболее могущественным классом общества.
Предприниматель - главное действующее лицо в развитии капитализма. Предприниматели распоряжаются капиталом, они наращивают капитал - свой и чужой. Деньги вкладываются в предприятие, сулящее возврат затраченной суммы плюс прибыль. Предприниматель должен уметь предвидеть степень риска и проявлять готовность к нему.
Капиталистическая система, возникшая в результате промышленной революции, была относительно независимой от правительства, по крайней мере вначале. Эту свободу предпринимательства французы называют laissez faire - невмешательством, т. е. "возможностью действовать по собственному усмотрению". Капитализм требовал от государства лишь немногого - обеспечить контроль за соблюдением контрактов и защиту частной собственности. Однако бурное развитие капитализма в XVIII и XIX в. породило жесткую эксплуатацию и широкое движение за осуществление реформ. По мере того как политические органы, например парламент, становились более демократичными и даже рассматривали жалобы среднего и низшего слоев среднего класса, предприниматели стали рассчитывать не только на то, что правительство милостиво не будет обращать на них внимания, но и защитит их интересы.
Начал меняться характер капитализма. Постепенно и европейский, и американский капитализм подпадал под контроль правительственных органов. Этому в значительной мере способствовали проблемы, возникшие в период Великой депрессии, которую многие считали ярким свидетельством краха системы свободного предпринимательства. В США осуществлялось перераспределение доходов путем налогообложения и мероприятий по социальной защите граждан - были введены пособия по социальному обеспечению, безработице и, в дальнейшем, на медицинскую помощь. В промышленности, на транспорте, в системе коммуникаций, на фондовой бирже были установлены новые, контролируемые государством, правила.
В настоящее время правительство США стремится сохранить конкурентоспособность предприятий, даже когда естественный ход развития предполагает возникновение монополии. Например, законы, направленные против трестов, призваны препятствовать господству корпораций над конкурентами, не дают их продукции монополизировать рынок.
Однако самая поразительная черта современной американской экономики - сохранение и даже рост влияния огромных корпораций, а также возникновение транснациональных компаний, которые не подвергаются контролю со стороны правительства той или иной страны. В дальнейшем мы рассмотрим эту тенденцию более подробно. А сейчас, в заключение, отметим, что корпоративный капитализм в большей мере, чем любая другая экономическая система, способствовал обеспечению жителей промышленно развитых стран материальными благами, включая товары и услуги.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
Теория социалистической экономики в демократических странах не представляет собой четко определенной идеологии вроде марксизма, и правительства таких стран не берут за основу какую-то одну точно сформулированную модель. Скорее демократический социализм - это совокупность различных политических теорий, которые основываются (в различной степени) на общественной собственности на средства производства и распределении товаров. Они охватывают множество теорий - начиная с тех, которые предусматривают ограниченную общественную собственность (например, только на крупные предприятия), до тех, которые требуют всестороннего государственного контроля в сфере экономического планирования и управления.
Теория демократического социализма укоренилась как протест интеллектуальных сил против промышленной революции конца XVIII-начала XIX в.. Маркс и его последователи подчеркивали неизбежность классовой борьбы между капиталистами и рабочими, в то время как другие ученые, например Роберт Оуэн, были скорее склонны к утопизму. Они считали идеалом общества небольшое сельскохозяйственное объединение, устроенное на кооперативной основе. В XIX в. наблюдалось глубокое противоречие между некоторыми социалистами и Марксом в вопросе о способах реформирования общества: или постепенное осуществление реформ, или революция, основанная на насилии. Сторонники радикального марксизма отказывались верить в то, что классовую борьбу можно Урегулировать мирными способами.
В конце XIX - начале XX в. произошел раскол в социалистическом движении. В Великобритании преобладал реформизм, ставший основой политики современной лейбористской Партии. В Советском Союзе партия большевиков, призвавшая к насильственной революции, одержала победу в 1917 г, В странах Европы образовалось множество социалистических партий различных типов.
Для определения уровня общественного богатства или экономической активности общества экономисты обычно подсчитывают валовой национальный продукт (ВНП). Валовой национальный продукт - сумма всех товаров и услуг, произведенных за определенный период (обычно в течение одного года), вычисленная в долларах. По ВНП мы можем проследить изменения, происходящие в любой отрасли экономики и экономическом развитии стран.
Измерение экономической деятельности с точки зрения денежной стоимости весьма полезно, но некоторые ее виды невозможно фиксировать таким образом. Например, домохозяйки могут работать даже 100 часов в неделю, не получая зарплаты. В экономических системах, связанных с производством сельскохозяйственной продукции для собственного потребления (когда люди сами изготавливают для себя предметы домашнего обихода), такой метод пригоден еще меньше. Ведь люди производят, распределяют и потребляют товары, не меняя их на деньги. В периоды расцвета экономики возрастает число людей, которые прекращают производить для себя все необходимое и начинают покупать товары за деньги. Когда страна, в которой преобладает тенденция к самообеспечению, переходит к рыночной экономике, повышение курса ее денежной единицы (не измеряемой в долларах) может считаться показателем значительного прогресса. Однако на самом деле экономический прогресс может наблюдаться и на стадии самообеспечения, просто его нельзя измерить в денежных единицах.
Для решения этих проблем при подсчете национального дохода экономисты предложили несколько способов учета неоплачиваемой экономической деятельности. Чтобы определить вклад "неоплачиваемого труда, выполняемого в семье", в развитие промышленности, Симон Кузнец (1956) подсчитал общий объем промышленной продукции (включая оценку неоплаченного' труда), а затем вычислил то же самое, без учёта вклада работников, не получающих зарплату. (В XIX в. в Норвегии и Дании в течение многих лет при определении общей производительности труда учитывался неоплачиваемый домашний труд) (Ванек, 1978). Другие экономисты считают целесообразным оценивать экономическую деятельность в единицах времени, а не денег. Но этот метод тоже сталкивается с проблемами сравнения. Проблема сопоставимости возникает не только в сфере экономики. Например, подобные трудности существуют и при сравнении политических процессов, происходящих в различных обществах.
Политический плакат во Франции, часто играющий важную роль в проведении политических кампаний, по своим целям отличается от политического плаката в США, поэтому нет смысла сравнивать воздействие таких плакатов на людей в обеих странах. Подобным же образом государственный контроль над французскими авиалиниями свидетельствует о различиях в управлении средствами коммуникации во Франции и США. Этот факт, а также меньшая доступность радиоприемников и телевизоров во Франции показывают, что в сущности невозможно по одним и тем же показателям сравнить интерес к политическим телепрограммам французской и американской публики.
Некоторые политологи считали целесообразным применять другие метопы сравнения государственных систем. В исследовании политической активности руководителей различных стран (Польши, Югославии и США) учиты-gijuKb национальные особенности этих стран. Например, в Польше политическая активность предполагала участие индивида в деятельности местной партийной организации. В США многие проявляют политическую активность в своих общностях, но необязательно принадлежат к политическим партиям. То, что исследователи учитывали эти различия, позволило получить более достоверные данные о политической активности, что было бы невозможным, если бы различные общества измерялись одинаковой меркой.
Несмотря на эти первые попытки, сравнение различных феноменов по-прежнему вызывает немалую головную боль исследователей в области социологии, экономики и политической науки.
КОММУНИЗМ СОВЕТСКОГО ТИПА
Как политический идеал коммунизм представляет собой социальную, политическую и экономическую систему, при которой вся собственность принадлежит обществу. Теория коммунизма в значительной мере сформировалась под влиянием произведений Карла Маркса, призывавшего к созданию бесклассового общества. Предполагается, что общество всеобщего изобилия свободно от эксплуатации; в нем живут труженики, в этом обществе нет противоречия между умственным и физическим трудом.
На практике "коммунистическая" экономика (например, советская) - это незыблемое политическое господство одной партии, строгий контроль, подробные долгосрочные планы, а не стихия свободного рынка. Хотя некоторые цены в современных капиталистических странах регулируются правительственными органами, в "коммунистическом" обществе это касается практически всех цен, а законы спроса и предложения лишь незначительно влияют на экономику. Советскому правительству удавалось добиваться подъема экономики в течение длительных периодов, но это отнюдь не означает, что"коммунистическая" экономическая система также эффективна и продуктивна как капиталистическая или социалистическая.
Все рассмотренные нами экономические системы в какой-то мере включают рыночные принципы. Правительство США иногда устанавливает цены на транспорте и в системе коммуникации. В Советском Союзе крестьянам в небольшой мере было разрешено частное предпринимательство - сдав установленную часть своей продукции государству, они могли оставшейся частью торговать на рынке. В других социалистических странах, например в Югославии, покупательная способность потребителя играет еще более важную роль при определении целесообразности продажи тех или иных товаров.
Некоторые экономисты, которых не удовлетворяют названия "капитализм", "социализм" и "коммунизм", пытались создать альтернативные модели. Например, Хоузлитц (1960) выделил два типа взаимодействия между политической и экономической системами: автономный и зависимый. В первом случае государство не вмешивается в экономическую деятельность. Во втором случае государство оказывает на нее давление или осуществляет контроль. Этот контроль может осуществляться путем прямого владения собственностью и повседневного управления государственными органами и всеми процессами производства (так происходило во многих коммунистических странах). Государство может владеть собственностью и осуществлять общий политический контроль (как это имеет место в Великобритании). Возможно также косвенное влияние государства на экономику, например, с помощью определенной финансовой и налоговой политики.
Применяя такой подход, Линдблом классифицировал рыночные системы, исходя из следующего:
1) являются ли они государственными или частными по своей сущности?
2) доминируют ли в них потребители или планирующие органы?
Таким образом, он выделил четыре основных категории. Во-первых, существуют традиционные системы частного предпринимательства (какие сложились в Западной Европе и Северной Америке), которые руководствуются главным образом интересами потребителей. Во-вторых, имеются системы частного предпринимательства - правительство облагает его налогом, субсидирует или покупает готовую продукцию. Хотя они остаются частными, на них в значительной мере воздействуют планирующие органы. Ярким примером такой системы служит оборонная промышленность США. В-третьих, государственное предпринимательство (например, в Югославии), в котором цена регулируется спросом. В-четвертых, существует государственное предпринимательство, подчиненное плану. Оно получило распространение в Советском Союзе. и Восточной Европе.
Категории, предложенные Линдбломом, имеют преимущество по сравнению с традиционными классификациями, поскольку в них нашел отражение тот факт, что во всех экономических системах присутствуют рыночные принципы. Вероятно, и в американском обществе можно одновременно выявить рыночные и нерыночные механизмы, хотя в нем все же преобладает система частного предпринимательства.
От анализа экономических систем на макроуровне мы перейдем к микроуровню, связанному с индивидуальной экономической деятельностью.
В большинстве случаев мы трудимся за деньги. Если задача сама по себе нас не привлекает, большинство из нас будут работать над ее решением только за деньги. Мы приобретаем товары и пользуемся услугами тоже в обмен на деньги. Мы считаем это самим собой разумеющимся.
Однако антропологи показали, насколько ограничены наши взгляды в контексте многообразия культур.
Более 60 лет назад Бронислав Малиновский впервые осуществил исследование экономической деятельности меланезийских племен Новой Гвинеи. По его наблюдениям, производственные отношения среди меланезийцев основывались главным образом на родственных связях и подчинении вождю племени. Например, при строительстве лодки наглядно проявлялось распределение труда между вождем племени, мастером-специалистом и различным количеством помощников. Однако они трудились не ради денег. Лодка должна была стать собственностью вождя племени, и членам общности разрешалось пользоваться ею. По словам Малиновского, "общественный труд... основан на обязанностях... родственников жены. Они должны помогать ее мужу, когда он нуждается в помощи. Что касается вождя, то помощь ему оказывается в широком масштабе, помогают целые поселки. Однако простому смертному помогут лишь несколько людей. После работы членам племени всегда выдается пища, но ее вряд ли считают платой за труд, ведь она не соответствует усилиям, затраченным каждым из работавших".
Конечно, необязательно отправляться в далекое путешествие к Тихому океану, чтобы выяснить влияние родственных и дружеских отношений на производство товаров и услуг. Брат был бы оскорблен, если бы сестра предложила ему плату за помощь в перестановке тяжелой мебели. Точно так же, когда люди переезжают в новый дом, группа друзей может оказать им помощь. В конце дня они с удовольствием выпьют несколько кружек пива, но если бы учитывалась продолжительность работы каждого из них и предлагалась соответствующая плата, это вызвало бы глубокую обиду.
Отмечая роль неэкономических факторов в производстве товаров, Малиновский считал их столь же важными и в сфере обмена. Он показал, что некоторые виды обмена нельзя объяснить на экономической основе, например, подарок. Тот кто дарит его кому-нибудь из членов семьи, ничего не получает взамен. Малиновский отметил и другие случаи обмени материальных вещей (например, продуктов, раковин, принадлежностей для рыбной ловли) на привилегии неэкономического характера (скажем, на благосклонность вождя племени). В других случаях товары обменивались на вознаграждение, соответствующее местным обычаям. Малиновский подчеркивал, что образцы такого обмена нельзя объяснить с помощью традиционной экономической теории. В нашем обществе тоже существует подобный обычай дарить подарки на рождество и в день рождения. Члены семьи и друзья дарят друг другу подарки, но не получают за них деньги; в самом деле даже неприлично отдавать за такой подарок деньги. И в этом случае экономическая теория не может дать адекватного объяснения.
Связи между членами семьи не единственные неэкономические факторы, воздействующие на экономическую деятельность. В нашем обществе возраст и пол часто оказывают влияние на распределение трудовых ролей. Так, запрещено использовать труд малолетних детей, а пожилые прекращают участвовать в экономической жизни. Кроме того, некоторые виды труда (например, канцелярская работа, педагогическая деятельность, профессия медицинской сестры, преподавание в начальной школе, общественная работа) считаются главным образом женскими, хотя за последнее время все существенно изменилось.
В промышленно-развитых странах труд стал значительно сложнее, чем в племенных обществах, изученных Малиновским. В связи с модернизацией экономики трудовые роли глубоко меняются, часто в этой сфере происходят бурные перемены.
В связи с усовершенствованием производства и распределения товаров, благодаря техническому прогрессу, изменяется роль рабочего. Машины способны выполнять повторяющиеся операции быстрее и надежнее, чем люди. Вследствие использования трактора и молотилки понизился спрос на сельскохозяйственных рабочих, и в то же время возросли урожаи зерновых. Автоматизация способствовала ликвидации многих производственных операций, например клепки и сварки (раньше они выполнялись на линии поточной сборки). Благодаря развитию технологии отпала необходимость не только в некоторых видах труда, это "привело также к сокращению многих квалифицированных рабочих. Вместо рабочих производственными процессами стали управлять менеджеры высокого ранга. В доиндустриальные времена большинство рабочих сами устанавливали режим работы, принимали основные решения об использовании тех или иных инструментов и сырьевых материалов и контролировали качество и количество выпускаемой продукции (это касалось любой работы, например, изготовления подков и укладывания сена). Однако в настоящее время большинство рабочих должны выполнять требования менеджеров, контролирующих скорость и режим их работы (часто с помощью компьютеров). Такая ситуация оказывает влияние и на работников сферы обслуживания, и на производственных рабочих. Например, медицинские сестры жалуются, что администрация больниц требует от них лишь "впихивать пилюли". Они чувствуют, что знания, полученные в медицинском училище, невозможно применить в огромном обезличенном учреждении
Воздействие различных типов технологии и организации труда на работника представляет огромный интерес для социологов. Одно из возможных последствий - процесс отчуждения, включающий следующие три элемента: 1) чувство беспомощности - рабочим не принадлежат инструменты, которыми они пользуются, они не приобретают необходимые ресурсы и не продают произведенные ими товары; 2) ощущение бессмысленности своей работы - в изготовление конечного продукта рабочий вносит лишь одну операцию (например, налаживает электропроводку для освещения автомобиля) и подчас лишен контакта с другими рабочими; 3) чувство отстраненности - во многих профессиях утрачивается возможность продвигаться по службе, проводить время со своими товарищами по работе; рабочий не испытывает гордости и удовлетворения от процесса созидания (Дополнение 1).
Постепенное ослабление роли протестантской- трудовой этики и отчуждение от результатов труда способствовали распространению попрошайничества среди трудоспособных подростков, введению четырехдневной рабочей недели, высокому уровню прогулов и саботажу на линиях поточной сборки в знак протеста против "ускорения" (повышения норм выработки). Обеспокоенное устойчивостью этой тенденции, представлявшей угрозу для производительности труда во всей стране, Министерство здравоохранения, образования и социального обеспечения учредило специальную комиссию по изучению условий труда в США. Эта комиссия рассмотрела результаты исследований об удовлетворенности работой и сделала вывод (в книге, озаглавленной "Труд в Америке"), что удовлетворенность существенно зависит от престижности работы, занятия. Например, рабочий по уборке мусора зарабатывает не меньше, чем служащий полиции. Однако, поскольку мусорщик не располагает ни властью, ни уважением окружающих, он в меньшей мере удовлетворен своей работой.
Неудовлетворенность работой вызывает и два других фактора: строгий надзор и ограничение возможностей принимать самостоятельные решения. Кроме того, неудовлетворенность возникает, когда рабочий не чувствует себя хозяином на работе (Дополнение 2).
Одна из характерных черт постиндустриального общества -широкое распространение профессиональной деятельности. Значительно возросла численность специалистов в области вычислительной техники, медиков, психотерапевтов и т.п. Специалисты различных профессий и технического профиля составляют большой процент рабочей силы. Их количество увеличивалось за счет численности рабочих, занятых в промышленности и сельском хозяйстве. Даниел Белл предсказывает, что к концу века специалисты в области технологии и другие станут крупнейшей профессиональной группой в американском обществе.
Термин "профессионал" означает, что человек хорошо знает и любит свое дело. Все профессионалы, включая воспитателей детских садов, юристов и владельцев похоронных контор, придерживаются определенных принципов. В то же время они находятся "на службе" и работают за деньги. Хотя некоторые профессионалы (например, священники или профессора колледжей) не получают деньги непосредственно от своих клиентов, всегда возникает своего рода противоречие между профессиональными стандартами и личными интересами. Чтобы ослабить это противоречие, идея личного интереса отвергается в официальных заявлениях профессиональных групп. Так, Американская медицинская ассоциация поддерживает идею, что врачи служат пациентам не ради денег, а потому, что верны клятве Гиппократа.
Многие профессионалы имеют высокий статус, преданы своему делу и чувствуют удовлетворение от работы. Полупрофессионалы (например, помощники учителей и техники-рентгенологи) имеют "промежуточный" статус и могут испытывать некоторый дискомфорт на работе. Техники являются наглядным примером озабоченности своим положением. Они оказались между высоким статусом инженеров и низким статусом квалифицированных рабочих. Они могут обладать квалификацией не ниже, чем у инженеров, но зарабатывают меньше денег, пользуются меньшим престижем и имеют меньше шансов продвигаться по служебной лестнице. Вероятно, существует несколько способов решения этой проблемы. По-видимому, они меняют работу чаще, чем требуется, стремятся выглядеть более высокопоставленными, чем на самом деле, - для этого они нанимают секретарей и поддерживают дружеские связи с инженерами. Иногда они даже пытаются получить должности инженеров (Эван, 1964). "Чтобы избавиться от тревоги по поводу статуса, полупрофессионалы часто стремятся стать профессионалами. Например, в течение ряда лет агент по страхованию жизни может достичь такого профессионального статуса, при котором он сам устанавливает требования и руководит организацией"
В общем, что касается человеческих выгод и затрат, технический прогресс привел к противоречивым результатам. С одной стороны, понизилась необходимость в физическом труде благодаря использованию других источников энергии. Кроме того, большинство работников стали больше зарабатывать. Однако промышленный прогресс создал ряд серьезных проблем. Во-первых, в ранний период развития промышленности огромное количество фабричных рабочих было занято неквалифицированным, низкооплачиваемым трудом. Технически прогресс ликвидировал многие виды такого труда, и рабочие были вынуждены наспех переквалифицироваться. Однако новая работа часто еще больше ограничивала их возможно контролировать содержание своего труда. Более того, узкая специализация, взаимозависимость между профессиями возникновение сложных организаций стали причиной ролевых конфликтов, вселявших чувство тревоги.


Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.