Конспект лекций по предмету "Социология"


Последствия социальной мобильности

Социальные последствия мобильности оцениваются исследователями по-разному. Первая точка зрения ученых заключается в том, что крупномасштабная мобильность, как восходящая, так и нисходящая, приводит к разрушению классовой структуры и делает общество более однородным. Активные процессы мобильности сводят классовые различия к минимуму, и потому современные западные страны развиваются в направлении относительно бесклассового (или среднеклассового) общества. Другие ученые считают, что индивиды, пытающиеся повысить или сохранить свое социальное положение, укрепляют классовую систему, поскольку они должны быть заинтересованы в углублении классовых различий. По мнению третьей группы исследователей, социальная мобильность не влияет на изменения классовых различий, и ослабить их на самом деле можно путем достижения социального и экономического равенства всех членов общества.
Убеждение в том, что социальная мобильность полезна и необходима, служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Одним из положительных следствий мобильности можно считать возможность более полного раскрытия индивидуальных дарований, чему способствует сложившаяся система образования в современных индустриальных и постиндустриальных обществах. Однако культивирование и развитие открытой социальной системы, позволяющей индивидам относительно свободно перемещаться по социальной лестнице, может иметь и неприятные последствия для некоторых из них. Рассмотрим несколько случаев существования в современном обществе индивидов с высокой мобильностью:
- Статусная нестабильность.
Общество с открытыми границами между социальными группами дает человеку шанс подняться на более высокую социальную позицию, но оно же порождает в нем страх социального падения. Он не может порицать общество за свой низкий статус, но берет всю ответственность за низкое положение на себя. Нет никакой гарантии, что его статус не станет еще более низким, но даже если он останется на прежнем уровне, это не означает, что индивид выполняет свои социальные обязанности, так как в эти обязанности входит не просто поддержание данного статуса, но и повышение его. Это статусное беспокойство во многих странах Европы и Америки традиционно в большей степени проявлял средний класс. В нашей же стране к группе, испытывающей наибольшее беспокойство, ученые относят руководителей среднего и низшего уровня в системе управления. Представители высшего статусного уровня не нуждаются в борьбе за более высокий статус и редко боятся потерять его. В то же время среди индивидов, представляющих нижние уровни, очень немногие надеются на социальный подъем и немногие участвуют в борьбе за более высокий статус. В обществе с относительно открытыми границами между социальными слоями одни люди могут иметь высокую скорость социальной мобильности и сделать блестящую карьеру, другие же могут быть так деморализованы, что будут пытаться находить утешение в алкоголе, наркотиках, сексе или других развлечениях.
- Напряжение при принятии новых социальных ролей.
Восходящая вертикальная мобильность приводит не только к получению новых благ, но и к появлению большей ответственности и к новым ограничениям. Случается, что некоторые люди отклоняют предложенное повышение статуса потому, что при занятии новой должности возникают добавочная напряженность и новые обязанности, увеличивающие неудовлетворенность. Зачастую вновь назначенные на более высокие должности постоянно находятся в стрессовом состоянии. Кроме того, напряжение возникает из-за достаточно трудного процесса обучения образцам новой для индивида субкультуры: новым манерам, этикету, типам взаимоотношений. Процесс приспособления к новой субкультуре бывает очень сложным. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают ее в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов нового класса. Все это иногда проявляется так сильно, что грозит нервными расстройствами и резким снижением мотивации исполнения своей роли.
- Разрыв связей в первичных группах.
Нередко первичные группы распадаются именно по причине социальной мобильности своих членов. Многие люди ориентированы на вертикальную мобильность и достигают значительно более высоких статусов, чем их родители. Если, например, родители индивида принадлежат к рабочему классу, а он сам "выбился" в слой творческой интеллигенции и занимает там достаточно высокую позицию, то очевидно, что индивид и его родители должны вращаться в разных субкультурах, в двух различных социальных и интеллектуальных сферах. Общаясь со своими родителями, этот индивид будет находить все меньше точек соприкосновения, общих тем для беседы, общих взглядов на окружающую действительность. Как правило, для обеих сторон это очень болезненно. Или же, если в дружеском кругу коллег один из них повышает свой социальный статус и начинает руководить действиями своих друзей, дружеские связи почти немедленно прекращаются. Возможна даже конфронтация.
Нисходящая мобильность также может вызывать крайне неприятные последствия для индивидов и, естественно, в еще большей степени, чем восходящая. Социальное падение разрывает первичные связи с друзьями, многими родственниками, может разбивать семьи, ставить барьеры между отцами и детьми.
В целом социальная мобильность - весьма противоречивый процесс. Если общество позволяет индивидам относительно свободно миновать барьеры между социальными классами и слоями, то это вовсе не означает, что всякий индивид, обладающий талантами и мотивацией, может безболезненно и легко двигаться по ступеням лестницы социального восхождения. Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться в новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять свой новый статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальное напряжение и конфликты.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.