В своем капитальном труде "Система социологии" (1920 г.) П. Сорокин всесторонне обосновал положение о том, что личность формируется, развивается и действует в системе совершенно определенных социальных координат. Но поскольку каждый индивид принадлежит не к одной, а к целому ряду различных социальных групп (профессиональных, имущественных, политических и др.) одновременно, именно своеобразная для каждой личности конфигурация таких групп предопределяет ее социальное лицо, социальный вес и социальное положение, поскольку личность имеет не односложную или одно-центровую социальную структуру, а многоплановую, мозаичную: она в одно и тоже время целостна, но вместе с тем и распадается на ряд "Я", совершенно несходных и часто противоположных друг другу. Представьте себе, говорит он, знаменитого вождя французской революции Робеспьера в его скромной квартире, чувствительного, сердобольного, мягкого и простого, плачущего над сентиментальными романсами. Или его же на заседании Конвента или "Комитета общественного спасения", безжалостно требующего головы жирондистов, Дантона, Гебера и Демулэна. "Что общего между тем и другим? - Ничего, кроме телесной оболочки. Поведение того и другого Робеспьера абсолютно противоположно, идеи и чувства, веления и стремления совершенно несходны. Перед нами два различных человека, коренным образом несходные друг с другом. Перед нами два различных "Я", заключенных в один организм".
Такая двойственность, а еще чаще множественность "Я" одного и того же индивида или мозаичность его личности обязаны своим бытием, согласно П.А. Сорокину, тому, что современный человек является абонентом не одного общества, а многих групп, друг с другом не совпадающих и друг друга не покрывающих. Каждая социальная группа дает императивы поведения своим членам, а, сходясь в одном индивиде, эти многообразные императивы приводят к мозаичности социальной структуры личности. В силу того, что каждому индивиду приходится выполнять ряд различных функций, требуемых от него семьей (добывание средств существования для нее, семейные заботы, воспитание детей и т.п.), государством (участие в выборах, выполнение требований закона и т.д.), профессией (акты лечения и соблюдения врачебной этики для доктора, чтения лекций и подготовка к ним профессора и др.), политической партией (посещение партийных собраний, выполнение поручений и др.), церковью (посещение храма, молитвы и т.п.), на сцену социальной жизни выступает собственное "Я", которое в пределах одной личности соединяется с другими, отличными от него "Я". Отсюда вытекает основополагающий вывод о том, чтосмена места индивида в системе социальных координат, а, следовательно, неизбежное изменение его положения в обществе, «делает его новым человеком". При значительном изменении социальной ситуации или той системы социальных координат, в которых существует личность, в центре личностной структуры может оказаться тот или иной из мозаических компонентов ее "Я" - например, семейный, профессиональный или политический.
Поскольку изменения социального положения индивида в обществе чаще всего и радикальнее всего происходит в условиях экстремальных ситуаций, постольку становится возможным легко понять и неизбежность массовой деформации "душ" и поведения людей в эпохи революций.
С точки зрения П.А. Сорокина, в силу мозаичности социальной структуры личности, в которой взаимодействуют несколько различных "Я", не может реально существовать конфликта между личностью и обществом, "повсюду мы находим не антиномию личности и общества, а антиномию одних лиц с другими или одной группы с другой".