Конспект лекций по предмету "Социология"


Бедность и неравенство

Лекции по социологииНеравенство и бедность - понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - дохода, власти, образования и престижа - между различными стратами или слоями населения. Основным измерителем неравенства выступают количество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выполняют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалось в количестве мелкого и крупного рогатого скота, ракушек и т.д.).


Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом - наименьшим (бедные) количеством благ. Таким образом, бедность - это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства - сравнение величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране.П. Сорокин сравнивал таким образом различные страны и различные исторические эпохи. Это явление называется масштабом неравенства. Например, в средневековой Германии соотношение высшего и низшего доходов составляло 10000:1, а в средневековой Англии - 600:1.
Другой способ - анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание. Оказывается, богатые платят за продовольствие всего 5-7% своего дохода. Чем беднее индивид, тем больше у него затрат на питание, и наоборот.
Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство всегда владеет большей частью национального богатства, иными словами, получает самые высокие доходы. В то же время большинство населения страны имеет средние и очень маленькие доходы. И распределяются они по-разному. В США, например, наименьшие и наибольшие доходы получают немногие, а средние - большинство.
В России сегодня наименьшие доходы имеет большинство, средние доходы - относительно большая группа, а наивысшие - меньшинство населения. Соответственно пирамиду доходов, их распределение между группами населения, иными словами, неравенство, в первом случае можно изобразить в виде ромба, а во втором - конуса. В итоге мы получим профиль стратификации. Профиль стратификации (или профиль экономического неравенства)- это графическое выражение процентных долей высшего, среднего и низшего классов в составе населения страны.
В 1992 г., когда началась «шоковая терапия», более 80% россиян оказались у черты бедности или за ее пределами. Средний класс составил небольшую прослойку примерно в 13-15%. В США и других индустриально развитых странах картина была иной: большая часть населения относилась к благополучным слоям, и только 14%, официально считающиеся бедными, получали дотации от государства. Класс богатых во всех обществах приблизительно одинакова и редко когда превышает 3-5%.
Профиль стратификации претерпевает определенные исторические изменения. В XIX веке две трети населения Англии составляли бедняки, следовательно, страна напоминала Россию конца XX века. В США средний класс превысил 50% уже в середине XX века, то есть в 50-х годах. Сегодня средний класс в США составляет более 80% всего населения. И это неудивительно. Во всех развитых странах, несмотря на их культурные и географические различия, доля среднего класса примерно одинаковая - от 60 до 70%.
Увеличение его роли в обществе объясняется вполне объективными причинами. В США и других развитых странах в XX веке происходят сокращение ручного труда и расширение умственного, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Следовательно, сокращается численность рабочих и крестьян, последние составляют в США менее 3%. Но это не традиционные крестьяне, а независимые и зажиточные фермеры. Список новых профессий обогащается не за счет малоквалифицированных специальностей, как прежде, а за счет высококвалифицированных, наукоемких, связанных с прогрессивными технологиями. Их представители автоматически попадают в средний класс. С 1950 по 1990 г. доход американской семьи удвоился. Возросла покупательская способность населения, меньше надо работать, чтобы купить то же самое; больше времени остается на развлечения, туризм, увеселения. Так называемое «трудовое общество» уходит в прошлое, ему на смену идет «общество досуга».
От профиля стратификации необходимо отличать другое понятие -стратификационного профиля.
Стратификационный профиль - это графическое выражение положения индивидуальных статусов на четырех шкалах стратификации.
На каждой шкале стратификации (Рисунок 2) мы отмечаем положение индивидуального статуса, скажем полицейского и профессора, а затем сравниваем их друг с другом по доходу, власти, образованию и престижу занятия. Мы видим, что на шкалах образования и престижа профессор опережает полицейского, но уступает ему на шкалах дохода и власти. Хотя вопрос о гонорарах профессора и полицейского остается открытым: кого сравнивать с профессором - рядового полицейского или офицера?
Отметив их позиции точками на каждой шкале и соединив их линиями, мы получим стратификационные профили двух статусов.
Стратификационный профиль позволяет более глубоко рассмотреть проблему статусной несовместимости. Напомню, что статусная несовместимость - это противоречие в статусном наборе одного человека, либо противоречие в статусных характеристиках одного статусного набора одного человека. Теперь к объяснению этого явления мы вправе подключить категорию стратификации и выражать статусную несовместимость в стратификационных характеристиках. Если некоторые показатели конкретного статуса, к примеру, тех же профессора и полицейского, выходят за границы своего (среднего) класса, то статусную несовместимость можно трактовать еще и как стратификационную несовместимость.
Например, в российском обществе обнаруживается, что по шкале доходов отечественный профессор находится в низшем классе, по шкале престижа - в высшем. Резкий разброс показателей, выходящий за границы среднего класса, к которому в основном и относится профессор, следует квалифицировать как стратификационную несовместимость. Для того, чтобы ее ликвидировать, надо выровнять статусные характеристики: либо поднять зарплату до уровня среднего класса, либо понизить уровень требуемого образования. Первое сделать невозможно по экономическим причинам, а второе - по профессиональным.
Стратификационная несовместимость вызывает чувство социального дискомфорта, который может перейти во фрустрацию, фрустрация - в неудовлетворенность своим местом в обществе.
Чем меньше в обществе случаев статусной и стратификационной несовместимости, тем оно более стабильно. Россия не является таковым обществом, ее необходимо относить к переходным обществам, для которых характерны статусная и стратификационная несовместимости.
Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости от того, насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает значительную или незначительную часть населения.
Масштабом бедности социологи называют долю населения страны (обычно выраженную в процентах), проживающего у официальной черты, или порога бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины «уровень бедности», «границы бедности» и «коэффициент бедности».
Порог бедности - это сумма денег (обычно выражается, например, в долларах или рублях), официально установленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и жилье. Его также называют «уровнем бедности». В России он получил дополнительное название - прожиточный минимум.
В социологии различают абсолютную и относительную бедность.
Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум).
Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. Она является сравнительной характеристикой в двух смыслах. Во-первых, она показывает, что вы бедны относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами или слоями. Во-вторых, она показывает, что вы бедны относительно некоторого стандарта жизни, например, стандарта достойной, или приличествующей жизни.
Так, еще 40 лет назад черно-белый телевизор в СССР считался предметом роскоши и был доступен немногим. В 80-е годы цветной телевизор появился в каждой семье, а черно-белый считается признаком скромного достатка, или относительной бедности. В настоящее время в разряд относительной бедности перешли те, кто не сможет позволить себе купить компьютер или японский телевизор.
Нижней границей относительной бедности является прожиточный минимум, или порог бедности, а верхней - приличествующий уровень жизни.
Приличествующий уровень жизни - это количество материальных благ, позволяющих человеку вести достаточно комфортный уровень жизни, не чувствовать себя ущемленным, вести достойный образ жизни, удовлетворяя все разумные потребности.
Данные социологов свидетельствуют, что чем богаче человек, тем выше его притязания. Люди победнее обладают довольно скромными представлениями о том, сколько денег им необходимо, чтобы «жить нормально». У богатых амбиции растут.
Другая тенденция: чем моложе человек, тем больше ему надо денег для того, чтобы жить нормально. У 18-25-летних уровень приличествующей жизни в 1,5 раза выше, чем у 60-70-летних.
Третья тенденция такова: чем выше образование, тем выше уровень притязания. У тех, кто не имеет среднего образования, он в два раза ниже, чем у тех, кто обладает дипломом о высшем образовании.
Наконец, у жителей Москвы и Санкт-Петербурга уровень притязаний в три раза выше, чем у жителей сельской местности, то есть для нормальной жизни сельским жителям необходимо меньше денег, чем горожанам.
Отсюда следует, что универсального для всех слоев и социальных групп уровня приличествующей, или нормальной жизни не существует. Для каждого класса и категории населения он свой, и разброс значений очень существенный.
В социальной структуре бедных выделяют как традиционные (многодетные и неполные семьи, пенсионеры, инвалиды, безработные), так и нетрадиционные группы (семьи работников бюджетных отраслей народного хозяйства, имеющие двух и более детей, представители ряда профессий, которые не могут обеспечить себя необходимыми жизненными средствами за счет профессиональной деятельности, семьи, оказавшиеся в нужде из-за систематической задержки заработной платы). В основной своей массе - это работающие люди старше 28 лет, имеющие высшее или среднее специальное образование.
К наиболее типичным факторам, обусловливающим риск оказаться в той или иной группе бедных, относят: потерю здоровья, низкий уровень квалификации, вытеснение с рынка труда, высокую семейную «нагрузку» (многодетные, неполные семьи и др.); индивидуальные особенности, связанные с образом жизни, ценностными ориентациями (нежелание трудиться, вредные привычки и т.п.).
В настоящее время социологические исследования, проводимые различными научными коллективами, аналитическими центрами, дают пеструю картину масштабов бедности в России. Причем оценки доли бедных в составе населения колеблются от 50 до 80%. Это объясняется тем, что разные социологические группы опираются на различную теоретико-методологическую базу.
Попытки объяснить такое явление, как бедность, можно разделить на две главные группы: теории, согласно которым бедные сами ответственны за свою собственное положение, и теории, согласно которым бедность производится и воспроизводится структурными силами в обществе. Эти конкурирующие подходы иногда условно называют соответственно теориями «виновата жертва» и теориями «виновата система».
У теорий, признающих бедных виновными в их собственном неблагоприятном положении, длинная история. Первые попытки описания последствий бедности основывались на убеждении, что бедность - результат неадекватности или патологии людей. Считалось, что бедные - это люди, которые не способны добиться успеха в обществе из-за недостатка сноровки, моральной или физической слабости, отсутствия мотивации или в силу низкого уровня способностей. Социальное положение понималось как отражение таланта человека и его трудовых усилий; тот, кто заслужил успех, тот его добивался, а другие, менее способные, были обречены на неудачу. Существование «победителей» и «неудачников» рассматривалось как непреложный факт.
В 1970- начале 1980-х гг. возрождение подобных взглядов наблюдалось в форме политических заявлений, подчеркивавших, что успех в обществе является вознаграждением за предприимчивость и целеустремленность, и что люди, не добившиеся успеха, сами ответственны за те обстоятельства, в которых они оказались.
При другом подходе для объяснения причин бедности обращаются к широкомасштабным социальным процессам, которые порождают условия для бедности и которые людям трудно преодолеть. Согласно этому мнению, структурные силы внутри общества - такие факторы, как класс, гендер, этническая принадлежность, род занятий, полученное образование и т.д. - формируют способ распределение ресурсов. Сторонника структурного подхода к объяснению бедности считают, что отсутствие стремления к успеху у бедных представляет собой следствие их бедственного положения, а не его причину. Невозможно устранить бедность путем изменения взглядов людей, для этого нужны политические меры, направленные на более равномерное распределение в обществе доходов и ресурсов (субсидии на содержание детей, установленный минимум почасовой оплаты труда, гарантированный уровень семейного дохода и др.).
Бедность - это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как особой субкультуре.
В 1961 году Оскар Левис, четко сформулировал понятие субкультуры (или культуры) бедности. В Мексике он столкнулся с любопытным фактом: для того, чтобы как-то компенсировать несчастья и лишения, выпавшие на их долю, дети бедняков формируют специфическую систему ценностей, которая помогает им жить в большом обществе. В такой культуре преувеличиваются ценности настоящего в противоположность ценности будущего. Бедный стремится взять от жизни как можно больше здесь и сейчас. Совершая преступления, он не задумывается о будущих последствиях. Считая себя обойденным, он крадет у имущих, стремясь распределить богатство «по справедливости». Характерные черты субкультуры бедности - повышенная агрессивность и озлобленность, культ силы и равенства, склонность к авантюрным и рискованным предприятиям, обвинение других в своих собственных бедах, специфическое понимание успеха в жизни.
В то же время им присущи те же мечты и надежды на лучшее будущее, что и богатым. Разница в том, что первые верят в осуществимость своей мечты меньше вторых.
Однако на Кубе О.Левис столкнулся с другим явлением. Экономически многих кубинцев следовало отнести к категории бедных. Тем не менее у них не было того самого «комплекса бедности», который служит непременным признаком субкультуры бедности, а именно апатии, пессимизма, отчуждения от власти и т.д. Напротив, кубинцы после революции 1961 г. переживали подъем патриотизма, веры в светлое будущее, социальной активности. Поэтому ученый пришел к выводу, что экономические и культурные показатели бедности необязательно связаны друг с другом.
Там, где они совпадают, формируется особый образ жизни и система ценностей, которым свойственны следующие черты:
- замкнутость и сознательный изоляционизм;
- экономическая и социальная зависимость;
- отсутствие четких моделей ролевого поведения;
- девиантное поведение: наркомания, алкоголизм, проституция;
- отчуждение и политическая пассивность;
- отсутствие жизненных планов и уверенности в себе;
- повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы);
- доминирующее положение женщины в семье;
- ранний секс;
- преклонение перед физической силой.
Социология пришли к заключению, что эти черты могут быть присущи не всему низшему классу, а лишь его части - тем, кто хронически беден. Это та часть бедных, к которым применимо понятие «андеркласс». Он описывает социальную категорию людей, которые выпали из социальной структуры общества, кто живет вне рамок общества, господствующей культуры и общепринятого образа жизни. Поэтому неправомерно переносить черты их образа жизни на всех бедных. Как правило, субкультура андеркласса территориально локализована (гетто, районы или кварталы бедности). Более того, субкультура андеркласса является зачастую еще и наследуемой. Дополнительно .
С понятием «бедность» связывают категорию депривации.
Депривация - это любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами), или с интернализованным набором стандартов.
Ощущение депривации может быть сознательным, когда индивиды и группы, переживающие депривацию, могут понимать причины своего состояния. Но возможно и такое развитие ситуации, когда депривация переживается как что-то иное, т.е. индивиды и группы воспринимают свое состояние в превращенной форме, не сознавая его подлинных причин. В обоих случаях, однако, депривация сопровождается острым желанием ее преодолеть. Исключением могут быть только ситуации, когда депривация оправдывается системой ценностей данного общества, например, кастовая иерархия в Индии.
Можно выделить пять типов депривации.
Экономическая депривация проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп. Степень экономической депривации оценивается по объективным и субъективным критериям. Индивид, по объективным критериям экономически вполне благополучный и даже пользующийся привилегиями, может, тем не менее, испытывать субъективное ощущение депривации.
Социальная депривация объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни. Основания для такой неравной оценки могут быть самые разнообразные. В современном обществе молодых ценят выше, чем пожилых, мужчин-работников - выше, чем их коллег-женщин, талантливым людям предоставляют привилегии, недоступные для посредственных. Социальная депривация обычно дополняет экономическую: чем меньше человек имеет в материальном плане, тем ниже его социальный статус, и наоборот. В целом образованный человек стоит «выше» на социальной и экономической шкале, чем необразованный.
Организмическая депривация связана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека - физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.д.
Этическая депривация связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп. Такого рода конфликты могут возникать по многим причинам. Некоторые люди могут ощущать внутреннюю противоречивость общепринятой системы ценностей, наличие латентных негативных функций установленных стандартов и правил, они могут страдать из-за несоответствия реальности идеалам и т.д. Часто ценностный конфликт возникает вследствие наличия противоречий в социальной организации. Известны такого рода конфликты между обществом и интеллектуалами, которые выработали свои критерии совершенства в искусстве, литературе и других областях творчества, не разделяемые широкой публикой. Многие религиозные реформаторы (например, Лютер), а также и политические деятели радикально-революционного направления (Маркс), видимо, испытывали ощущение депривации, вызванное этическим конфликтом с обществом - невозможностью вести образ жизни, соответствующий собственной системе ценностей.
Психическая депривация возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума - отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь. Это преимущественно бывает следствием острого и не разрешенного в течение долгого времени состояния социальной депривации, когда человек в порядке самопроизвольной психической компенсации своего состояния утрачивает приверженность ценностям не признающего его общества. Обычной реакцией на психическую депривацию является поиск новых ценностей, новой веры, смысла и цели существования. Личность, испытывающая состояние психической депривации, как правило, наиболее восприимчива к новым идеологиям, мифологиям, религиям. В противоположность этой категории лица, переживающие этическую депривацию, демонстрируют глубокую приверженность к привычным для себя ценностям. Психическая депривация проявляется, прежде всего, в чувстве отчаяния, отчуждения, в состоянии аномии, проистекающих из объективных состояний депривации (социальной, экономической или организмической). Она зачастую выливается в действия, направленные на устранение объективных форм депривации.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.