Содержание
Введение
1. Первая глобальная революция
2. Проблема культуры
Заключение
Список литературы Введение
Центральным вопросом, определяющим развитие современной культуры является проблема будущего. Именно эта забота привела к появлению в 1968 году объединения, получившего название Римский клуб, в состав которого вошли ведущие ученые разных областей знания, в том числе и футурологи (исследователи будущего).
Первые доклады вызвали шок: если мировая система будет развиваться в тех же формах и теми же темпами, то в недалеком будущем Землю ожидает катастрофа, не только экологическая, но и возможное свертывание культуры как таковой. На данный момент прогнозы менее пессимистичны. [6]
Долгое время считалось, что проблемы, которые исследуют члены этой организации - свыше ста независимых экспертов из 53 стран мира: деятели науки, культуры, философы различных направлений, присущи лишь Западному миру. Но, к сожалению, сегодня уже ни для кого не является секретом то, что многие проблемы, поднятые в докладах Римскому клубу, стоят очень остро и для нашей страны: негативные последствия экстенсивного роста, серия экологических катастроф в результате недальновидных научно-технических решений, дискриминация народов, религиозные конфликты, отсутствие нравственного начала, которое могло бы стать основой стабильной жизни каждого человека и всего общества. 1. Первая глобальная революция
Доклад «Первая глобальная революция» был опубликован в сентябре 1991 года. Это девятнадцатое подобного рода исследование Римского клуба. Авторы текста доклада, А. Кинг и Б. Шнайдер, на первых же страницах книги заявляют о своей приверженности общему методологическому кредо всех исследований, проводимых под эгидой Римского клуба. Во-первых, глобальный подход - одновременное, всестороннее воздействие на все проблемы на всех уровнях; вовторых, первоочередное внимание долгосрочному аспекту; втретьих, стремление проникнуть в суть сложного сплетения глобальных проблем (политических, экономических, социальных, духовных), которые получили общее название «мировая проблематика» или «затруднения человечества».
«Первая глобальная революция» означает идущий в наши дни процесс формирования «Нового общества», которое будет столь же радикально отличаться от существующего ныне, как общество, сложившееся в ходе Промышленной революции конца XVII - начала XIX веков отличалось от общества, порожденного Неолитической революцией. Толчком для начала этого процесса стало появление новых технологий, основанных на достижениях микроэлектроники и молекулярной биологии.
«Новое общество» - это общество, «...которое называют «информационным», «постиндустриальным» или «обществом сферы услуг», где характер занятости, стиль жизни, материальное производство и все остальное будет существенно отличаться от того, чем мы располагаем сегодня. Приход "Нового общества" должен принести человечеству счастливое будущее: рост производительности труда на основе новых технологий позволит найти возможности обеспечить все материальные потребности в области промышленного производства, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, достичь высокого уровня жизни, резко сократить объем физического труда, а также сделать досуг людей более насыщенным благодаря возможностям заниматься ремеслами, искусством, спортом, науками, участвовать в общественной жизни.
«Первая глобальная революция» - это не разовое и не сплошное явление. Она лишена идеологической основы. "Новое общество" возникает яркими локальными очагами или прорывается в виде отдельных элементов, сочетающихся с архаичными предшествующими формами. Но в любом случае оно несет в себе разного рода перемены: научно-технические, социальные, экономические, культурные, нравственные. И эти перемены способны создавать непредсказуемые ситуации.
Серьезные опасения вызывает то, что наступление "Первой глобальной революции" происходит именно тогда, когда человечество задавлено грузом глобальных проблем: катастрофическое загрязнение окружающей среды, недостаточность энергоресурсов, нестабильный характер обеспеченности жителей Земли продовольствием, стремительный рост населения в странах Юга, рост городов и многие другие проблемы.
Масштабы происходящих перемен в сочетании с тяжелыми последствиями глобальных проблем придают «Первой глобальной революции» характер неопределенности. «Наша цель состоит в том, чтобы мысленно представить себе мир, в каком мы хотели бы жить, оценить его ресурсную базу (материальные, людские и духовные ресурсы), сформировать реалистическое и последовательное видение его перспектив и в итоге сконцентрировать энергию и политическую волю человечества на построении нового мирового сообщества»
Доклад Римского клуба «Первая глобальная революция» состоит из двух частей. Первая из них посвящена анализу происходящих в мире изменений, глобальных проблем и их отрицательных последствий. Вторая часть содержит ряд конкретных рекомендаций по устранению наиболее опасных "затруднений человечества" и призыв к мировой солидарности в этой неотложной и благородной миссии человечества. 2. Проблема культуры
«Мы полагаем, что консьюмеризм (потребительство) в его настоящем виде не сможет сохраниться в силу не только существующих ограничений, но и более глубоких причин, связанных с непреходящим значением общечеловеческих ценностей»
Утрату ценностей теоретики Римского клуба ставят в разряд глобальных проблем. Они считают, что устранение "затруднений человечества" в гораздо меньшей мере связано с совершенствованием науки и техники, которые, как было доказано в докладах Римскому клубу, могут при разумном их использовании обеспечить человечество, принимая во внимание его предполагаемый численный рост, энергией, сырьем и продовольствием в количествах, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
«Затруднения человечества» связаны с отсутствием способности у человечества в целом и у отдельных национальных государств осознать кризисность положения, выработать новую этическую концепцию, соответствующую современному уровню развития и, следуя ей, поставить перед собой политические, экономические, социальные цели. Именно недостатки политических, экономических, социальных институтов и механизмов, вызванные несовершенством поведения человека, его этических норм, приводят к непозволительному расточительству в использовании не только природных ресурсов, но и человеческих ресурсов в более широком смысле, ограничивая человеческую свободу, ослабляя чувство ответственности и уверенности в своих силах. "Таким образом, нашим настоящим врагом является само человечество",- говорится в докладе «Первая глобальная революция».
Трагедия человечества состоит в том, что оно еще не до конца осознало свое критическое положение и не в состоянии направить свои усилия на борьбу с ним.
Человечеству суждено либо кардинально изменить свой курс, либо погибнуть вместе с планетой, давшей ему жизнь. Во имя спасения ему необходима новая "концепция мира", которая установила бы ориентиры будущего бескризисного развития. Создание ее - основная теоретическая задача всех докладов Римскому клубу.
Может ли новая "концепция мира" опереться на уже существующие политические и экономические теории?
К примеру, коллектив пятого доклада Римскому клубу "Цели для человечества", возглавляемый Эрвином Ласло, полагал, что три основных мировоззренческих направления, определяющих материальное и духовное развитие современного общества, - "марксистский коммунизм", "либеральная демократия" и "альтернативные культуры" - "...содержат зерна необходимого гуманизма и... способны преодолеть нынешние человеческие «внутренние пределы", стимулировать рост мировой солидарности».
А. Кинг и Б. Шнайдер считают эти надежды безвозвратно ушедшими в прошлое, ибо современные инструментальные экономические и политические теории, по их мнению, утратили свой авторитет.
Утрату былого авторитета марксизмом они связывают с тем, что он являлся официальной идеологической доктриной "реального социализма", который наглядно продемонстрировал свою несостоятельность в странах «мировой системы социализма». Вместе с распадом этой системы исчезло и внимание к гуманистическому, рациональному содержанию марксистской теории. В то же время авторы неоднократно предостерегают от чрезмерного увлечения экономическим либерализмом. Они твердо уверены в том, что «устойчивое общество никогда не возникнет в рамках мировой экономики, которая опирается только на действие рыночных сил, далеко не всемогущих, несмотря на всю их важность для осуществления инновационного процесса. Рыночный механизм крайне восприимчив к самым незначительным явлениям сегодняшнего дня, но вряд ли может быть надежным компасом при решении долгосрочных задач».
Современной демократии в политической сфере также свойственен ряд ограничений, связанных с комплексностью "мировой проблематики", в вопросах которой демократически избранные лидеры не всегда оказываются компетентными. Они в лучшем случае осведомлены об остроте стоящих проблем, но крайне слабо разбираются во взаимосвязанных глобальных процессах. "Деятельность политических партий сосредоточена в основном на выборных кампаниях и взаимном соперничестве, что приводит к ослаблению той самой демократии, которой они призваны служить", - говорится в докладе. К тому же правительствам свойственно закрывать глаза на проблемы, решение которых можно отложить на период после ближайших выборов. Возможно, такой подход и не имел большого значения в прошлом, но в наше время быстрых перемен то, что раньше казалось делом далекого будущего, становится неотложным уже через 5-10 лет. Конечно, это не есть отрицание демократии как таковой, и авторы вовсе не отстаивают диктатуру в качестве альтернативы демократии. Необходимо лишь несколько исправить ситуацию в области принятия решений и управления.
«Чтобы добиться управления, основанного на балансе интересов, представляется важным сформировать многоступенчатую систему принятия решений, важнейшим принципом которой было бы обсуждение вопроса и разработка решения на уровне, ближайшем к тому слою общества, который в наибольшей степени испытывает на себе благоприятные или неблагоприятные последствия этого решения».
Поиск решений глобальных проблем должен проходить на всемирных форумах, но для частных вопросов требуется решение представителей городов и общин, а не интерпретация указов центрального правительства, которое лишь с большим трудом может учесть все местные проблемы. Такой подход позволил бы облегчить работу центральных органов власти и способствовал бы процессу гуманизации государственной бюрократической системы, считают авторы доклада.
В этом аспекте может быть очень полезен опыт «альтернативной культуры», одна из наиболее ярких идей которой - идея «местного развития». Обязательным условием стабильной жизни на планете сторонники и участники альтернативных движений («зеленые», женское, молодежное, антивоенное движения, «гражданские инициативы» и др.) считают достижение как можно большей самообеспечиваемости на уровне местных общин, коммун, областей. И в связи с этим они выступают за учреждение на национальном уровне минимальной законодательной структуры, необходимой для соблюдения экологических, правозащитных, антивоенных мер и оставляющей детальное рассмотрение всех вопросов местным сообществам.
Для экономики будущего будут характерны новые формы институционального поведения человека, получат приоритет принципиально новые ценности.
Со времен Промышленной революции умы людей охвачены непреодолимой жаждой материального благополучия. Этот путь оказался губительным для человечества. И чтобы человечество могло легче изменить свой стиль жизни, наряду с социально-экономическими преобразованиями, направленными на решение глобальных проблем, о которых шла речь в докладе, необходима "человеческая революция"- "трансформация человека", «глубокая культурная эволюция", способная "...поднять его качества до уровня, соответствующего новой возросшей ответственности человека в этом мире».
Теория человеческой революции была подробно разработана основателем и первым президентом Римского клуба Аурелио Печчеи в его книге «Человеческие качества» (1977 г.). Фактически она предполагает переоценку ценностей, господствующих в индустриальном обществе, т.е. необходимость отказа от погони за материальными благами, ориентации на «обладание» и переход к ценностям духовного плана: стремление человека «быть» хозяином своей судьбы, участвовать в жизни общества, свободно развивать свои таланты и способности, жить в гармонии с окружающими людьми и природной средой.
Задача в том, чтобы каждый человек, с одной стороны, получил подлинную свободу в рамках общества, а с другой, нашел свое место и играл определенную роль в этом обществе.
Надежды на перестройку образа мышления и поведения людей теоретики Римского клуба связывают с растущей ролью образования. «Человек работающий» уходит в прошлое, ему на смену приходит «человек обучающийся». Эта точка зрения обоснована в седьмом докладе Римскому клубу «Нет пределов обучаемости» (1979 г.). Обучение людей в «Новом обществе» не будет сводиться к приобретению и применению ими неких методологических приемов, навыков, установок, обеспечивающих лишь пассивную адаптацию человека к изменениям окружающей среды. Системы обучения будут динамично перестраиваться в соответствии с теми или иными проблемами и трудностями в развитии человечества. Это позволит человечеству приступить к их активному решению, а значит, сократить разрыв между "...возрастающей сложностью проблем, стоящих перед человеком, и его способностью противостоять этой сложности.
Б. Шнайдер отмечают наличие в современном мире признаков солидарности: уменьшение степени влияния «сверхдержав» и соглашение о сокращении вооружений, дух сотрудничества, установившийся между Россией и США, а также расширение деятельности экспертных групп, «зеленых» движений, средств массовой информации. Заключение
Трудности и задачи современного мира затрагивают интересы всего человечества, каждого человека и требуют скорейшего комплексного, продуманного решения на основе усилий всех и каждого. Вот почему к докладам Римскому клубу с огромным вниманием обращаются ученые, политики, бизнесмены не только за рубежом, но и в нашей стране.
Идеи Римского клуба должны войти в состав теоретической базы для обоснования стратегических целей социально-экономического развития государств мира. Они могут оказаться полезными при разработке программы реформ экономики России с целью органического включения ее в мировую экономику, решения проблем культуры нации и социальных проблем, которые в настоящее время приобретают все большую остроту.
Список литературы
1. Антипина О. Глобальные социально-экономические проблемы современности: взгляд Римского клуба // Вопросы философии.- 2000.- №2.
2. Капица С. Информационное общество и демографическая революция. М., 2001.
3. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. - М., 1991.
4. Культурология.- Ростов-на-Дону, 1995.
5. Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1985.
6. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы / Под ред. Д.М. Гвишиани.- М., 1997.