Так же как и спрос, предложение может быть эластичным и неэластичным. Резкое повышение цен на определенный товар приведет к росту его предложения, поскольку увеличивается доля прибыли в цене. Однако в этом случае немногие покупатели согласятся купить товар по такой цене. Объем продаж окажется значительно ниже объема предложения. Но если с увеличением или уменьшением объема спроса покупатель на изменение цены реагирует относительно быстро, то в отношении предложения положение несколько иное. Реакция производителя не может быть быстрой, поскольку ему необходимо определенное время для увеличения своего производства, а это зависит от множества факторов, находящихся за пределами предприятия, то есть объем предложения менее чувствителен изменениям цены в краткосрочном периоде.
Эластичность предложения означает процентное изменение объема предложения товара, обусловленное 1% изменением его цены, при неизменных прочих факторах, влияющих на предложение. Она рассчитывается следующим образом:
где, ЭП – эластичность предложения;
- процентное изменение цены;
ОП - процентное отношение объема предложения.
Чем более эластичным является предложение, тем проще производителям увеличивать объемы производимой продукции с тем, чтобы воспользоваться преимуществом от повышения цены. Если ресурсы легко доступны по существующим рыночным ценам, то выпуск может быть увеличен при небольшом росте цен. Это означает, что эластичность предложения относительно велика. Если производственные возможности ограничены, то предложение будет не эластичным. Следует учитывать краткосрочную и долгосрочную реакцию предложения. Реакция производителей в краткосрочном периоде всегда ограничена, поскольку они не могут быстро привести имеющиеся ресурсы в соответствие с изменившимися условиями. Объем предложения менее чувствителен к изменениям цены по сравнению со спросом. В краткосрочном периоде наибольшее воздействие испытывает объем спроса.
Поведение продавцов зависит от:
имеющихся производственных мощностей, чем больше объем основных средств производства, находящихся в собственности продавцов, тем больше объем предложения при любом уровне цен;
господствующих в данный момент технологий: усовершенствование методов производства конкретного товара, создающие возможности для удешевления, приведет к увеличению объема предложения при любой цене;
затрат на производство товара: изменение цен на используемые ресурсы может привести к увеличению или уменьшению объема предложения при существующих ценах.
Теоретическое положение о том, что увеличение цен предполагает рост предложения возможно лишь в условиях идеального рынка. Опережение платежеспособного спроса населения над предложением не всегда вызывает увеличение предложения. Производитель не заинтересован в ликвидации дефицита и подрыве своего господствующего положения на рынке. Зависимость между ценой и предложением может быть и обратной: уменьшение мировых цен на определенную продукцию, например, на сырьевые ресурсы, заставляет страны-экспортеры увеличивать предложение, чтобы сохранить доходы на прежнем уровне. Не всегда есть возможность, в короткие сроки увеличить предложение, даже при наличии очень привлекательной цены. Может возникнуть и такая ситуация, когда продавец не в состоянии снизить предложение, даже если цена недостаточно выгодна.
Нарушение рыночного равновесия в течение длительного периода приведет к тяжелым последствиям. Если предложение товаров неуклонно растет, то происходит снижение рыночных цен, поскольку платежеспособный спрос не поспевает за ростом предложения. Производитель будет выпускать товар до тех пор, пока рыночные цены на него выше издержек. Для некоторых производителей наступает момент, когда цены не покрывают затраты на изготовление конкретных товаров и тогда он вынужден прекратить производство. К тому же общество несет значительные потери из-за перераспределения ресурсов на создание товаров, полезность которых уменьшается. При обратной ситуации (росте спроса) цены достигают своей высшей точки, и часть населения не в состоянии приобретать товары. В этом случае государство вынуждено или дотировать производство, или устанавливать потолок цен и нормировать произведенную продукцию.