Взгляды Т. Гоббса
Томас Гоббс (1588-1679), с одной стороны, был близок к роялистским кругам, боялся революционных изменений, выступал за абсолютную политическую власть. С другой - выступал за правовой характер верховной власти. В трудах «Философское начало учения о гражданине» (1642), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651) он формулирует и обосновывает следующие положения:
1. Политическая антропология позволяет провести аналогию государства с человеческим организмом. Строение государства уподобляется устройству живого организма: суверен - душа государственности, тайные агенты - глаза государства и т.д. Гражданский мир сравнивается им со здоровьем, а мятежи, гражданские войны - с болезнью государства. Государство рассматривается как «искусственный человек» - Левиафан.
2. Природа индивида лежит в основе его теории. Изначально все люди созданы равными по физическим и умственным способностям, каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Человек - существо глубоко эгоистическое, со многими страстями. Окружают его завистники, соперники, враги. Отсюда «война всех против всех», «право на все» в условиях войны равнозначно понятно «никакого права ни на что». Это и есть «естественное состояние рода человеческого».
3. Естественный разум человека. Человеческой природе присуши свойства, побуждающие индивидов находить выход из состояния войны, - страх смерти и инстинкт самосохранения, вместе с которыми выступает естественный разум, т.е. способность каждого здраво рассуждать о позитивных и негативных последствиях своих действий. Инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния, а естественный разум подсказывает людям, на каких условиях они могут данный процесс осуществить. Эти условия (их и выражают предписания естественного разума) и являются естественными законами.
4. Естественные законы. 1-й закон (фундаментальный) гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве средств достижения мира. 2-ой закон: отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Отказ от права совершается посредством перенесения его по договору на определенное лицо или на некоторую группу лиц. 3-е закон: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения или же последние не будут иметь никакого значения. Это - источник и начало справедливости.
Кроме этого, он формулирует еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов, раскрывающих одно общее правило: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе. В реальности естественные законы - отражение актов обмена, оформляемых договорами. Обмен и договор выступают предпосылками установления мира в человеческом общежитии.
5. Необходимость позитивных законов. Естественные законы сами по себе к исполнению не обязательны, ибо они есть свобода что-либо делать или не делать. Необходима сила - позитивный закон - предписание делать или, наоборот, не делать чего-либо.
Эта сила способна жестко лимитировать право каждого решать, что кому принадлежит, что является правом, а что им не является.
6. Абсолютная власть государства - гарант мира и реализации естественных законов - принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские опираются на силу. По своему содержанию гражданские законы - это те же естественные законы, но только подкрепленные авторитетом и мощью государства.
7. Общественный договор. Путем взаимной договоренности (каждый соглашается с каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты.
8. Носитель такого лица - суверен. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Это - государства, основанные на установлении или политические государства (впоследствии термин «политическое государством получил широкое хождение в западноевропейских доктринах государства).
Абсолютная власть суверена. Заключив однажды общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под действия верховной власти. Им запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции и т.п. Прерогативы же суверена относительно подданных чрезвычайно обширны. Все это усугубляется еще и тем, что обладатель верховной власти сам никаким договором со своим народом не связан и потому ответственности перед ним, в принципе, не несет. Таким образом, исключена анархия, надежно установлен и защищен порядок, а значит, права людей.
Иные пути образования государства. Государства могут возникать через приобретение верховной властью силы. Например, глава семьи принуждает детей подчиниться ему под угрозой погубить их в случае неповиновения или некто подчиняет врагов своей воле военными средствами и, добившись их покорности, дарует им на этом условии жизнь (государства с «отеческой», патерналистской и деспотической властью). Такие государства относятся к основанным на приобретении (речь идет о феодальных государствах). Главный довод Гоббса для своих противников - отсутствие такой власти оборачивается непрерывной «войной всех против всех» и чревато значительно худшими последствиями. Возможность тиранического использования неограниченной и бесконтрольной власти государства беспокоит Гоббса гораздо меньше, чем необузданные конфликты частных интересов и порождаемая ими смута социальной анархии. При этом он ссылался на опыт английской революции.