Английский либерализм.
Английский либерализм формировался, в основном, в рамках осмысления процесса становления Англии в последней трети XVIII в. Как ведущей капиталистической державы мира.
Анализируя предпосылки этого процесса, мыслители пришли в следующим выводам:
1.о благодетельной роли частной собственности, активного индивида, его свободы, а также гарантии неприкосновенности частной собственности;
2.о том, что поступками индивида как частного собственника движут не столько спонтанные импульсы, сколько преднамеренный трезвый расчет на извлечение из своих действий максимальной личной пользы:
3.о том, что расчет имеет широкий диапазон - от удовлетворения сугубо эгоистического интереса до разумного сочетания собственной позиции с позиций других членов общества.
Либерализм имел своеобразную окраску в учении И.Бентама и его учеников Дж. Стюарта Милля и Дж. Остина.
Иеремия Бентам (1748-1832) явился родоначальником теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально-философски идей Гоббса, Локка, Юлия.
Утилитаризм - (от лат.utilitas- польза) - принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможность служить средством для достижения какой-либо цели.
Своеобразие бентамовского учения можно выразить в 4 постулатах:
1. смысл человеческой деятельности - в получении удовольствия и страдания;
2. средство разрешения какой-либо задачи (для получения пользы) - в возможности действия;
3.нравственность формируется всем обществом и ориентирует на обретение полного счастья наибольшего количества людей;
4. максимилизация общей пользы путем установления гармонии частного и общественных интересов - цель развития человеческого общества.
Эти постулаты служили Бентаму опорой при анализе политики, государства и права.
Свои политические и юридические взгляды он изложил в трудах
- «Принципы законодательства»;
- «Фрагмент о правительстве»;
- « Деонтология или Наука о морали» и др.
Либерализм Бентама необычен: он не принимал понятие свободы, представляя ее как предмет умозрения, как фактическое действие, не отличавшееся от своеволия.
В фокусе его взглядов находились интересы и безопасность личности. Человек сам должен заботиться о себе, о своем благополучии, определять, в чем заключается его интерес и его польза. Именно польза (утилитарный подход) - его ключевой тезис. Последовательно проводимый принцип личной пользы, а не свободы, неизбежно приводит индивида к интеграции на основе общего интереса.
Идеи Бентама оказали ощутимое влияние на развитие правовой науки. Соотнесение законодательства с балансом интересов послужило становлению социологической школы права. Обоснование преобладания закона над естественным правом предвосхитило юридический позитивизм.
Взгляды Дж. Стюарта Милля(1806-1873) изложены в трудах « О свободе», « Представительное правление», « Основы политической экономии».
Начав с приверженности бентамовскому утилитаризму, Милль затем отходит от него.
Основные политические и правовые проблемы учения Милля.
1. Расширение понятия нравственности.
Нравственность не может целиком базироваться на постулатах личной экономической выгоды индивида и на вере в то, что удовлетворение корыстного интереса каждого отдельного человека чуть ли не автоматически приведет к благополучию всех (как у Бентама).
Принцип достижения личного счастья (удовольствия) может «срабатывать», если органически связан с идеей согласования интересов отдельных индивидов и общества.
Поэтому «правильные» модели политико-правового устройства д.б, нравственны. Высшее проявление нравственности - идеально благородство, находящийся выражение в подвижничестве ради счастья других.
2. Нравственное состояние возможно только в условиях свобод человека
Свобода индивида, понимаемая нравственно, определяет все политические проблемы. Это - независимость человека в сфере тех действий, которые касаются только его самого. В границах этой сферы он может действовать согласно своему собственному разуму.
Индивидуальная свобода в жизни объективно проявляется как необходимое условие для самоосуществления индивида и для защиты от посягательств извне на его автономию, а именно: на свободу мысли и мнения, свободу действовать сообща с другими, свободу выбора и достижения своих целей, самостоятельное устроение личной судьбы.
3. Угроза для автономии индивид исходит не только от институтов государства, но и от «тирании господствующего в обществе мнения», выражающего взгляды большинства. Деспотизм общественного мнения проявляется в западной «массовой демократии» и чреват подавлением индивидуальности.
4. Порядок в государстве - условие прогресса
Свобода граждан первична по отношению к политическим структурам. Государство зависит от воли и умения людей налаживать нормальное человеческое общежитие. Нельзя смотреть на государство как на изначально плохое, угнетающее добродетельное общество. Необходимо и самосовершенствование людей.
Гарантия всех видов индивидуальных свобод одинакова для всех членов общества и не противоречит порядку. Повиновение - первый признак цивилизации. «Власть, которая не умеет заставить повиноваться своим приказаниям, не управляет».
Люди обязаны не нарушать законных прав и интересов других индивидов. Свободная личность есть вместе с тем личность законопослушная.
Порядок есть «охранение существующих уже благ всякого рода», условие прогресса, постоянного умственного, нравственного и социального совершенствования человечества. Порядок и прогресс взаимозависимы, исторический прогресс неизбежен. «Лучшим правительством для всякого народа будет то, которое может помочь народу идти вперед».
Прогресс связан с конструктивными усилиями свободного индивида, соединенными с усилиями других свободных индивидов.
5. Представительное правление - основная цель государственности
Цели государства - защита интересов личности, содействие росту благосостояния людей, прочность и стабильность порядка.
Народ «должен руководить, когда ему захочется, всеми мероприятиями правительства». Представительное правление обеспечивает непосредственную причастность народа к устройству и деятельности государства, ответственность народа за состояние государственности.
Существенный признак хорошо организованного государства - разделение властей. Особенно важным является разделение законодательной и исполнительной властей.
Функции законодательной власти - законотворчество, контроль над правительством, отстранение от должности членов правительства, выражение жалоб граждан и различных мнений общества.
Усиление влияния правительства ведет к авторитаризму. Государство подменяют своей чрезмерной деятельностью свободную индивидуальную и коллективную деятельность людей. Вследствие чего народ поражается социальной пассивностью, иждивенчеством, угасанием сознания личного достоинства. Гражданская деградация ведет к деградации государственной.