В IX - X вв. феодальные отношения получают дальнейшее развитие. С утверждением монопольного права на землю феодалов исчезает свободное крестьянское землевладение. Одновременно в условиях господства натурального хозяйства продолжается дробление крупных сеньорий и возникновение новых поместий, что окончательно подрывает единство страны и ведет к территориальному распаду. Крупные феодалы не стремились сохранить свои земли в непосредственной собственности, т.к. их политический вес и сила определялись не столько размерами земельных владений, сколько количеством вассалов. Феодал удерживал в своем личном распоряжении лишь часть земельных угодий, которые составляли его родовое имение с укрепленным замком. Остальные он раздавал вассалам.
Отношения между сеньором и вассалом строились на основе договора. Вассальный договор содержал в себе элементы иерархии и зависимости, так как получатель феода обязывался признавать верховенство сеньора. Вассальные договоры заключались публично, посредством торжественного и тщательно разработанного обряда. Главное в нем заключалось во введении вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сеньору - омаж (17). Вассальные договоры четко фиксировали обязанности сторон. Сеньор должен был обеспечить защиту вассала и переданной ему земли, вассал в свою очередь обязан был сеньору военной службой, участием в судебных и других собраниях феодалов под председательством сеньора. Денежные выплаты вассалов также были строго определены. Выкуп сеньора из плена, подарки при посвящении в рыцарский сан его старшего сына и выходе замуж дочери. Постепенно вассальный договор принял наследственный характер, также как по наследству переходило и земельное владение при уплате сеньору установленного вознаграждения (рельефа).
К XI в. в связи с процессами феодализации и последовательными раздачами земли возникла сложная структура класса феодалов, состоящего не только из сеньоров и вассалов, но и подвассалов разных ступеней. В самом низу находились рыцари (21), которые не имели своих вассалов и выступали сеньорами только лишь по отношению к своим крестьянам. Герцоги (9) и графы (10)считали себя равными королю (пэрами) и часто фактически не признавали по отношению к нему вассальных обязанностей. Слабость короля в IX - XI вв. проявлялась в том, что по его зову на военную службу являлись только его непосредственные вассалы из королевского домена. Основная масса феодалов не подчинялась королю, как и другим крупнейшим феодалам, так как действовал принцип: «вассал моего вассала - не мой вассал».
В середине XII в. в связи с начавшимся экономическим подъемом и ростом городов, явившихся естественным союзником королевской власти, отношения классов феодалов претерпевают некоторые изменения. Короли начинают добиваться признания вассальной зависимости и клятвы верности от всех феодалов в стране. Этот процесс, в ходе которого произошло превращение вассалов в непосредственных вассалов короля, получил название иммедиатизации.
В XII в. практически прекращается процесс дробления земельных владений. Феодальные поместья окончательно принимают родовой характер. Доступ новых лиц в ряды феодалов становится ограниченным. Лишь королевская власть продолжает раздачу участков, захваченных в ходе войн с непокорными вассалами. Более четко фиксируется иерархическая структура господствующего класса, наследственный характер приобретают феодальные титулы и ранги. Таким образом, к XIII в. складываются предпосылки для формирования замкнутого сословия дворянства (11).
В IX - XI вв. происходит окончательное оформление феодально-зависимых крестьян. Он складывался из многочисленных категорий сельского населения (свободные общинники, рабы, полусвободные). Подавляющее большинство крестьян превращается в сервов (22), правовой статус которых как лично зависимых людей в известной степени был унаследован от рабства. Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. Сервы платили подушную подать (шеваж), ежегодный оброк, выполняли барщинные (4) работы. Серв не мог жениться без согласия господина, поступать в священнослужители, выступать участником судебного поединка, быть свидетелем в судебном процессе. Но личная зависимость сервов не привела к превращению их в крепостных людей. Объем их повинностей был определен правовыми обычаями. Серв мог продать свой надел или же просто уйти от своего сеньора. Другую группу зависимых крестьян составляли вилланы (8). Они считались лично свободными держателями земли, принадлежащей сеньору. Вилланы уплачивали сеньору оброк (талью), размер которой также фиксировался обычаем, но более легким, чем у сервов. Как и все сельские жители они должны были выкупать у сеньора разрешение на женитьбу (формарьяж). С XII в. большая часть вилланов освобождается от этого, внося единовременную плату. В это же время крестьяне начинают выкупать лежащую на них обязанность уплачивать сеньору специальный взнос (менморт) при получении ими земельных участков по наследству. Все крестьянское население было обязано соблюдать феодальные монополии земельных собственников - баналитеты (2): печь хлеб в пекарне сеньора, жать виноград в его винодельне и т.д. Освободиться от этого бремени крестьянин мог, только отдавая часть производимой им продукции сеньору.