Религиозно-политические идеи Реформации
Реформация - разнородное общественное движение за преобразование господствовавшей католической церкви в странах Западной и Центральной Европы.
Одним из крупнейших деятелей Реформации стал немецкий богослов Мартин Лютер (1483-1546), добившийся признания как крупнейший полемист Германии. Он родился в Саксонии, окончил Эрфуртский университет, в 1505 г. получил степень магистра свободных искусств, а в 1512 г. в университете Виттенберга - степень магистра богословия.
В 1517 г. Лютер первым открыто выступил против католицизма, прикрепив к вратам виттенбергской церкви свои знаменитые 95 тезисов. Высказанные в них идеи на первом, восходящем этапе Реформации сплотили ее сторонников в Германии и были восприняты как сигнал к выступлению против папской курии. Позже Лютер солидаризировался с учением еретика Я. Гуса, а в 1520 г. публично сжег папскую буллу об отлучении его от католической церкви. Но уже скоро, в обстановке поляризации массовых сил и Крестьянской войны, проявляется консерватизм Лютера: в трактате «О светской власти» (1523 г.) указывается, что светская власть обязана охранять существующие порядки; в трактате «О рабской воле» (1525) обосновывается теория абсолютного предопределения. Главным его делом стало создание первого победившего в борьбе с католицизмом учения - лютеранства, ставшего одним из течений протестантизма.
Сердцевиной учения Лютера является его знаменитый тезис об оправдании верой.
Вопреки католицизму, утверждавшему, что грешный человек оправдывается перед Богом «добрыми делами» с помощью посредника - церкви, он выдвинул тезис о том, что каждый христианин достигает спасения души исключительно посредством даруемой ему Богом веры в искупительную жертву Иисуса Христа. Такое общение возможно для каждого чистого духом христианина. Тем самым он отверг претензии духовенства на контроль за верой и совестью на правах посредника между людьми и Богом, обосновав необходимость коренного преобразования церкви. Освобождение от опеки папской курии создавало предпосылки для политического объединения Германии и прекращало отток громадных денежных сумм в Рим. Упразднение многочисленных церковных праздников (более трети дней в году) стимулировало предпринимательскую деятельность. Упрощение мессы меняло жизнь братств, цехов и гильдий.
Ликвидация таинств упраздняла значительную часть черного и белого духовенства и заставляла ее обратиться к труду. Общество избавлялось от части расходов, связанных с содержанием церкви, могло секуляризировать громадные церковные и монастырские имущества.
На основе тезиса об оправдании верой Лютер построил и свою концепцию государства.
Порвав с господствовавшей теорией «христианского корпуса» - универсального объединения христианских народов, состоящего из мирян и клириков, жизнь которых регулируют, соответственно, две власти (светская и духовная) и два права (гражданское и каноническое), он сформулировал собственное учение о «двух царствах», ставшее основой его политико-правовых трудов. Если идеологи католицизма из концепции «двух царств», сформулированной еще Августином Блаженным, делали вывод о необходимости подчинения человека и общества церкви, то Лютер разграничил религиозную и светскую сферы. Он провел грань между «службой» и «личностью», считая институты власти справедливым и полезным установлением, освященным божественным авторитетом. Светской власти Лютер отвел широкое поле деятельности: экономику, политику, просвещение, культуру, указав, что решением задач в этих сферах должны заниматься должностные лица - «личности» или «исполнители». При этом они обязаны соблюдать интересы подданных. Помимо этических принципов, «исполнители» обязаны руководствоваться нормами естественного права. Отделив божье царство от светского, Лютер освободил и гражданское право от опеки канонического права. Однако он предупреждал, что позитивное право не может учесть всего многообразия общественных противоречий и потому должно возводиться в абсолют. Важнейшую роль в политической жизни общества великий реформатор отводил разуму, который он ставил выше закона и называл наставником закона. Освятив институты светской власти божественным авторитетом, Лютер отказывал подданным в праве на сопротивление властям.
Должностные лица приходят и уходят, а властные институты существуют как неизменная данность, учрежденная Богом. Непослушание властям Лютер рассматривал как грех, более тяжкий, чем убийство, прелюбодеяние или ложь.
Лютер сформулировал тезис о необходимости полной автономии религиозной организации общества: свобода совести, область веры, внутренний мир человека составляют сферу исключительно власти духовной. В ответ на вторжение светской власти в религиозную жизнь справедливо сопротивление со стороны подданных силой слова и страдания за веру. Единственный судья и мститель - Бог.
Политико-правовые воззрения Лютера противоречивы. Разделив, наряду с современниками, идею о покорности и смирении перед власть предержащими (верноподданничество надолго стало характерной чертой политического сознания в Германии), он первым убедительно обосновал принцип независимости государственной власти при решении задач социально-экономической и политической жизни общества.
Идейным и политическим вождем более радикального, плебейского течения стал Томас Мюнцер (около 1490-1525). Современник и, первоначально, последователь Лютера он, один из образованнейших людей своего времени, в числе первых священников Германии поддержал виттенбергские тезисы своего учителя. Но в 1520 г, он порывает с Лютером, все более склонявшимся к идее смирения и покорности властям. Не смогли удовлетворить Мюнцера и учения мистиков, проповедовавших полное равнодушие к злу, существующему «в граде земном». Наиболее близким для него стало учение радикальных последователей Я. Гуса - таборитов, считавших, что Бог свершит свой суд над мировым злом через избранных им «ревнителей дела божия». Кальвин стал знаменем Крестьянской войны в Германии. В битве при Франкенхаузене Мюнцер попал в плен и после жестоких пыток был казнен.
Реформация для Мюнцера - это преобразование мира на началах примата общих интересов. Поддержав тезис Лютера об «оправдании верой», он под «верой» понимал активные действия в интересах трудового народа против угнетателей, которых считал безбожниками, так как, по его Мнению, только люди труда способны понимать Бога, ибо их интересы полностью совпадают с интересами общества. Торжество общих интересов над частными является основой для социальных преобразований. Грядущий «рай земной» - это общество, в котором частных интересов нет и быть не может.
Мюнцер не предрешал ни сроков построения идеального общества, ни его конкретных форм и принципов.
Большое внимание Мюнцер уделял ближайшим целям, изложив их в манифесте, самом радикальном документе германской Реформации. Это объединение ремесленников и пахарей в «христианский союз и братство», устранение господ, в том числе и насильственными способами, установление справедливого общественного строя. В воззрениях Мюнцера имелись зачатки республиканских идей, идеи определения государственной политики народом и контроля за ней со стороны народа. Такой радикализм (и эксцессы Крестьянской войны) многих оттолкнул от идеи Реформации, усилив консервативные элементы в бюргерском лагере Реформации. Влияние лютеранства было ограничено, в основном, частью Германии и прибалтийскими странами.
Основателем протестантизма стал Жан Кальвин (1509-1564), родившийся в г. Нуайон (Франция) в семье разбогатевшего представителя «третьего сословия». Незаурядный ум, а также деньги и связи отца открыли ему дорогу - на юридический факультет Оранского, а затем и Парижского университетов. Сильное влияние на его взгляды оказали идеи гуманистов, особенно Эрамза Роттердамского и Лютера. Но уже осенью 1533 г. Кальвин отрекся от католичества и создал первую общину своих последователей. Год спустя преследования со стороны церковных властей вынудили его покинуть родину и обосноваться в Базеле, а затем в Женеве, где развернулся его незаурядный талант теоретика и организатора. Его главный труд «Наставления в христианской вере» вышел в 1536 г.
Кальвин признавал только один безусловный авторитет - Священное Писание, в котором Бог раз и навсегда выразил свою волю. Человечество должно согласовывать свою жизнь с буквой этого закона. Священное предание - мнение отцов и учителей церкви, папские буллы и энциклики - имело значение в той мере, в какой соответствовало прямому смыслу Священного Писания.
Кальвин решительно отверг положение о всесилии человеческого разума. Учение об оправдании верой лютеранства он дополнил учением о предопределении: если спасти человека может только вера, нисходящая на него вследствие божьей благодати, то он не может спастись без помощи Бога. Свободы воли нет и быть не может. Бог изначально записал одних в книгу жизни, а других - в книгу смерти. Истинно верующим может быть только «избранный» Богом, но человек, не зная, в какую книгу он записан, обязан вести Себя так; чтобы оказаться среди избранных».
В политическом плане божественное предопределение означало нравственную (религиозную) обязанность посвятить себя делу, своей профессии, быть трудолюбивым, предприимчивым и рачительным хозяином. Тем самым закладывалась основа протестантской этики, которая в сочетании с индивидуализмом, вытекающим из учения Кальвина, стала характерной особенностью общественной жизни Запада.
Кальвин провел радикальную реформу устройства церкви, упразднив духовное сословие в его традиционном виде. Церковные общины стали возглавлять старшины из мирян, им помогали проповедники, получившие соответствующую подготовку, но не имевшие сана. Старшины и проповедники составляли консисторию, управлявшую религиозной жизнью общины.
Спроецированная на государство идея самостоятельности общины стала концептуальной основой для разработки республиканских программ. Кальвин пытался объединить две власти в единое целое, подчинив государство церкви. Государство установлено самим Богом и необходимо для человека, как воздух или пища. Протест против власти, даже самой жестокой, - это дерзость против божьей воли. Только когда требования власти противоречат священному писанию, подданные могут оказать сопротивление. Анализируя формы правления, Кальвин, не отвергая монархии, отдавал предпочтение республике. Из политических режимов наихудшим он считал демократический, видя в нем охлократию - господство черни, а наилучшим - аристократический или олигархический (Господь может «избрать» лишь немногих аристократов веры). Реализация идей Кальвина на практике началась в Швейцарии. Придя к власти в Женеве, он придал своим религиозным и нравственным установлениям силу государственного закона. Католический культ и многочисленные праздники были упразднены. Была введена регламентация общественной и личной жизни женевцев, включавшая обязательный труд и не менее обязательную церковную службу. Паства не была свободна даже в выборе одежды или пищи (наказанию подвергались «виновные» в ношении красивого платья или улыбавшиеся во время моления). Преследовались инакомыслящие, особенно гуманисты. Но рядовым последователям нового учения импонировало, что Кальвин относился к себе строже, чем к кому-либо другому. Свое положение главы церкви и государства он не использовал в личных целях (в силу бедности его похороны пришлось отнести на счет городской казны). Импонировали культ труда, личной ответственности человека за свое будущее, культ предприимчивости и, в более широком плане, - индивидуализма. Этим можно объяснить следующее противоречие: отвергая возможности человеческого разума и личную свободу, Кальвин положил начало развитию индивидуализма и становлению либеральных режимов. Под знаменами кальвинизма в Голландии победила первая в мировой истории буржуазная революция; выросли пресвитерианские церкви в Шотландии и Англии. Последователи Кальвина - пуритане составили основу армии Кромвеля, победившей в ходе английской буржуазной революции. (Затем пуритане переселились в Новую Англию). Реформация в целом и кальвинизм как одно из ее течений подготовили духовную нравственную и правовую почву для буржуазных революции.