Томас Мор и ранний утопический социализм
Томас Мор (1477 - 1535) - родоначальник раннего утопического социализма. Благодаря ему понятие «утопия» вошло во все языки. Биография Мора очень богата и интересна (он постоянно находился в центре поистине исторических событий) и достойна более подробного рассмотрения.
Он родился в Лондоне, в семье богатого горожанина, судьи Высшего королевского суда. Учился в Оксфордском университете, где сблизился с кружком преподавателей-гуманистов во главе с Эразмом Роттердамским. (Гуманизм - культурное, научное, философское течение эпохи Возрождения, порвавшее со средневековыми догмами - основывалось на вере в возможности человека, которое изучало античные ценности). Оставил университет по настоянию отца, желавшего, чтобы сын стал юристом. В молодости Мор воспитывался в доме кардинала Мортона, много времени уделял изучению религии. В 18 лет выступил с рядом докладов о «Граде Божьем» Августина, поселился в монастыре картезианцев, но, познакомившись с образом жизни в монастыре, обета не принял. Покинув монастырь, занялся адвокатской практикой, старался защищать обиженных, прославившись своей справедливостью.
Известность адвоката помогла ему стать депутатом палаты общин (1504 г.). Будучи депутатом, навлек на себя немилость Генриха VII выступлением против его финансовых притязаний. Был заключен в тюрьму Тауэр. При новом короле Генрихе VIII он успешно продвигался по службе. Был судьей и шерифом, добился известности, удачно улаживая конфликты лондонских купцов с французскими и голландскими купцами. Он снискал себе репутацию хорошего судьи, покровителя всех нуждающихся».
В 1518 г. король Генрих VIII берет Т. Мора на службу, назначает его докладчиком прошений на имя короля, членом Тайного совета. В 1521 г. Т. Мор получает должность хранителя казны и посвящается в рыцари. В 1523 г. назначался спикером палаты общин, в 1525 г. - канцлером герцогства Ланкастерского, в 1529 г. - лордом-канцлером Англии. В начале 1520-х г. он поддерживает Генриха VIII в полемике с М. Лютером, лидером немецкой Реформации. Генрих VIII и Мор выступили в качестве правоверных католиков, сторонников папского престола. Однако вскоре Генрих VIII поссорился с Папой Римским из-за того, что папа отказался расторгнуть брак с его первой женой, Екатериной Арагонской, сестрой короля Испании. Тогда Генрих VIII, заручившись поддержкой парламента и собора духовенства, сломав сопротивление некоторых духовников, приступил к реформе церкви в Англии, отделив англиканскую церковь от Рима и объявив себя ее главой.
Мор не одобрил этих решений и снова проявил свою независимость: в 1532 г. он сложил с себя полномочия лорда-канцлера, бросив тем самым вызов королю. В июле 1535 г. Мор был казнен по обвинению в государственной измене.
Его труд, полное название которого «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия, получила известность под сокращенным названием «Утопия» (1516). В произведении отразились представления Мора-гуманиста. Мор принадлежит к кругу христианских (или северных) гуманистов, лидером и идеологом которых стал Эразм Роттердамский.
В отличие от своих собратьев из Италии и Южной Франции, резко критиковавших католическое духовенство, северяне, отдаленные от папского престола, превратившегося в центр коррупции и развращения католицизма, оставались ревностными христианами. В то же время они сознавали грехи папства и стремились к возрождению идеалов раннехристианских общин. В сознании Мора-гуманиста древние греки уживались с отцами церкви, в частности, с Августином. Влияние жизнелюбивой философии греков придало гуманистический характер религии Мора. В основе его общественно-политических рассуждений лежат отношения между людьми (а не отношения между человеком и Богом). Несмотря на религиозность Мора, его учение часто является мирским, проникнуто верой в прогресс и возможности рационального переустройства жизни, что было довольно редким для Средних веков.
«Утопия» писалась в эпоху великих географических открытий, когда путешествия, новые земли привлекали внимание многих людей в Европе. И Мор написал свое политическое сочинение в форме рассказа о странствиях некоего Рафаила Гитлодея, который открыл остров под названием Утопия. В названиях отражается новый литературный подход, характеризующий жанр, доселе не имевший места. Утопия переводится с греческого как «место, которого нет», столица острова Аморот - «город-призрак», река Анадрис - «река без воды», имя короля Адемос - «государь без народа», а имя Гитлодей означает «пустомеля».
Книга делится на две части. В первой Мор устами Гитлодея критикует современное ему общество, называя его, как правило, европейским и даже французским, хотя это не может скрыть настоящий объект критики. Эразм Роттердамский отметил: Мор «описывает Англию, которую он видел и глубоко знал». Во второй части описано административное устройство, организация жизни на острове.
Основные положения «Утопии»:
1. Суровое осуждение феодального общества. Мор разоблачал паразитизм королей, аристократии, духовенства, многочисленных слуг и роскошь при полном отсутствии забот о тружениках («...Государи с гораздо большим удовольствием заботятся о том, как бы незаконными путями приобрести себе новые царства, нежели о том, как надлежаще управлять приобретенным»; «...существует большое число знатных, которые живут в праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса»).
2. Критика нарождавшегося капитализма. Мор прозорливо всматривался в первые проявления капитализма в Англии, где развилось сукноделия, что делало чрезвычайно выгодной продажу шерсти. Для разведения овец, которым очень подходил климат страны, английские лендлорды сгоняли крестьян с общинных земель и превращали последние в пастбища, что было названо «огораживанием». Семьи крестьян превращались в бродяг и нищих, в предпролетариат, причем слабо еще развитая промышленность не могла их поглотить. В «Утопии» Мор охарактеризовал этот безжалостный процесс крылатым выражением: «овцы пожирают людей».
3. Доказательство социальной обусловленности преступности. Преступность порождается эксплуатацией людей, их нищетой («Если ...советники полагают, что нищета народа служит охраной мира, то они жестоко ошибаются по самой сути дела»). Как говорил Мор, европейское общество само создало воров для того, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемы преступности в устранении социальных контрастов, заботе о тружениках, охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных. Он выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание должно перевоспитывать, а не устрашать, о соразмерности преступления и наказания, о замене смертной казни принудительными работами.
4. Определение государства как орудия эксплуататоров. Мор высказывает догадку о зависимости государства от интересов эксплуататоров (под предлогом и под именем государства богатые думают о своих выгодах): «И, конечно, допускать, чтобы кто-нибудь один жил среди изобилия удовольствий и наслаждений, а другие повсюду стонали и плакали, - это значит быть сторожем не королевства, а тюрьмы»
5. Определение частной собственности как причина социальной несправедливости: «Именно, если каждый на определенных законных основаниях старается присвоить себе сколько может, то, каково бы ни было имущественное изобилие, все оно попадает немногим; а они, разделив его между собой, оставляют прочим одну нужду, и обычно бывает так, что одни вполне заслуживают жребия других: именно, первые хищны, бесчестны и никуда не годны, а вторые, наоборот, люди скромные и простые и повседневным трудом приносят больше пользы обществу, чем себе лично».
6. Обоснование необходимости уничтожения частной собственности. «...Распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность». На острове Утопия нет частной собственности, отменены деньги и сделки между частными лицами, царит полное имущественное равенство, запрещено всякое проявление роскоши и излишеств.
7. Обоснование обязательности производительного труда. Каждый гражданин осваивает какое-нибудь ремесло и некоторое время занимается земледелием. Для этого все поочередно проводят по два года в сельской местности. «Главное и почти исключительное занятие сифогрантов (начальников) состоит в заботе и наблюдении, чтобы никто не сидел праздно и чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом, но не с раннего утра и до поздней ночи и не утомлялся подобно скоту». Утописты бережливы и все участвуют в производительном труде, за исключением должностных лиц и небольшого числа талантливых людей, специально освобожденных для занятий наукой. Эти меры позволяют обеспечить общество всем необходимым, сделать труд не слишком изнурительным и оставить время для отдыха, занятий науками и искусствами.
8. Семья - основа общества. В то же время она является трудовым коллективом. Каждая семья имеет в городе свой дом. Один раз в 10 лет, по жребию, семьи обмениваются домами. Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов.
Чувство общности воспитывают и совместные трапезы граждан. Устройство общества у утопистов напоминает жизнь платоновских стражей, но Мор не только сохраняет семью, но и делает ее главной ячейкой общества. В семье царят патриархальные нравы, оберегаются устои традиционной морали. Внебрачные связи и прелюбодеяния наказываются.
9. Демократизм политического правления. Все должностные лица на острове - выборные, от филарха (главного среди сифогрантов), избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса (князя), который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно, однако может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из самых старых и опытных граждан, избираются ежегодно. Их функция - наблюдение за соблюдением законов и организация общественных работ, а также надзор за ними (исполнительная власть и судебная совмещаются). Важнейшие вопросы - продолжительность рабочего времени, количество продуктов, необходимых для общества, их распределение - решаются народным собранием. Вообще ни одно значительное дело не решается без сената и народного собрания: «Уголовным преступлением считается принятие решения по общественным делам, помимо сената или народного собрания». По всем крупным вопросам филархи советуются с главами семей. Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосредственной демократии.
10. Гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Коренной принцип строя утопистов - не подчинение личности обществу как части целому, а гармоничное сочетание личных и обшественных интересов. Известный историк, академик Е.В. Тарле писал: «Томас Мор старательно избежал необходимости прямо высказаться по вопросу, чьи интересы - государства или личности - должны быть принесены в жертву в случае их столкновения; Мор так построил свой трактат, что столкновения между интересами государства и индивидуума у него немыслимы». Тем не менее. Мора обвинили в том, что описанный им режим будто бы сковывает развитие личности, губит всякую индивидуальность, что каждый шаг граждан регламентируется. Легко продемонстрировать необъективность подобной критики на примере отношения утопистов к религии. А ведь религия - это сфера, где в Средние века существовали очень жесткие каноны и веротерпимость не поощрялась. На острове Утопия в отношении религии царит общая гуманность, терпимость и мягкость политического режима проявляются достаточно ярко.
11. Веротерпимость - условие социальной гармонии. На острове множество религий, и каждый свободен в выборе любой из них. Все религии окружены равным уважением, оскорбление религиозных чувств не допускается. Утописты говорят о коренной общности всех верований. Специфические для отдельных сект священнодействия исполняются дома. Однако утописты осуждают полное неверие, сказывающееся в отрицании бессмертия души и провидения. Атеистам они отказывают в уважении и не доверяют никаких должностей, так как считают, что их ничто не может удержать от нарушения законов в угоду своим страстям. Им запрещено проповедовать свои взгляды перед народом, но они не должны их скрывать и вправе обсуждать их со священниками и серьезными людьми. Такие диспуты даже поощряются. Это мало похоже на ту монополию власти на философию, на изгнание или умерщвление инакомыслящих, о которых говорил Платон. Миролюбие и признание справедливых войн. Утописты «сильно гнушаются войной как деянием поистине зверским». Не желая, однако, обнаружить, в случае надобности, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. «Они никогда не начинают войны зря, а только в тех случаях, когда защищают свои пределы или прогоняют своих врагов, вторгшихся в страну их друзей, или сожалеют какой-либо народ, угнетенный тиранией, и своими силами освобождают его от ига тиранов или от рабства; это они делают по человеколюбию». Т.Мор оказал большое влияние на последующих представителей социалистической мысли. Он ввел понятие и жанр утопии не только как форму выражения идеала, но и как средство критики существующего строя.