Благодаря созданию первой в истории человечества фабрично-заводской промышленности, Англия в последней четверти ХVIII в. заняла исключительное место в мировом хозяйстве и международной политике. Хотя темпы ее экономического роста были невелики и составляли около 0,5 % в год, этот показатель выше, чем у других европейских стран. В 1820-1870 г. темпы роста английской промышленности достигли уже 1,5 % в год. Англия добывала 2/3 всего угля, производила более половины металла и холста. К 1870 г. она располагала 31,9 % мирового промышленного потенциала (торговый оборот больше, чем у Франции, Германии, Италии, вместе взятых, в 3 раза выше, чем у США). Англия выступает не только как производитель, но и крупный потребитель сырья и пищевых продуктов. Это стимулирует развитие торговли и торгового флота, тоннаж которого составляет 10 млн. (Для сравнения – у Франции и Германии этот показатель достигал 1 млн., у Германии – 2 млн.). В силу особенностей своего развития Англия выступает и мировым кредитором, играя роль дирижера международного оркестра золотого стандарта.
Промышленно-торговой гегемонии способствовала экономическая политика государства. До 40-х гг. ХIХ в. она протекает в рамках протекционизма, сопровождаемого высокими таможенными пошлинами на иностранные товары. С укреплением господствующего положения, нуждаясь в рынках сбыта своей продукции, Англия переходит к политике фритредерства, проявившегося в том числе в отмене "Хлебных законов" (1846 г.) и Навигационного акта (1860). Ярким проявлением новых приоритетов внешнеэкономической деятельности предприятий стало развитие отношений с Францией. Так, по договору 1860 г. Англия отменила пошлины на французские шелка и продовольствие, а Франция – на английские машины, металлоизделия, уголь, шерсть. Подобные договоры не были равноправными, т. к. дешевизна английских товаров приводила к вытеснению национальных французских товаров с внутреннего рынка.
До середины 60-х г. ХIХ в. Англия имеет активный торговый баланс, затем торговый баланс становится пассивным, но общий расчетный баланс остается активным (пассивное сальдо компенсировалось "невидимым экспортом": транспортными услугами и движением капитала). Однако отсутствие конкуренции на внутреннем и колониальных рынках, а также стереотипы поведения страны-лидера повлекли к стагнации в развитии и, в конечном счете, потере Англией своего положения на мировом рынке, где с 80-х гг. первенство оспаривают США, Германия и Япония.