Формирование идеологии абсолютизма в России
Развитие политико-правовых взглядов с конца XVII в. в России связано с формированием доктрины меркантилизма - правовой защиты российского купечества и предпринимательства (Ю. Крижанич, А.Л. Ордин-Нащокин, И.Т. Посошков), реформаторской идеологии (Ф. Прокопович, В.Н. Татищев), идеологического обоснования абсолютизма.
Юрий Крижанич (1618-1683) и Симеон Полоцкий (I629-1680) обосновали необходимость неограниченной монархии. Крижанич в своей «Политике» писал, что «самовладство» (абсолютизм) обеспечивает лучшее соблюдение всеобщей справедливости, сохранение покоя и согласия в народе, избавление от опасностей и, главное, «подобно власти Божией, Ведь Бог - первый и подлинный самовладец всего света». Понимая, что абсолютизм не гарантирует порядка и всеобщего благоденствия и легко перерастает в тиранию, Крижанич писал о монархе-философе, а Полоцкий - о просвещенном монархе. По Крижаничу, гарантией против тирании могут быть также «блате законы» («Праведная королевская власть превращается в тиранство не столько из-за лютого мучительства, сколько из-за грабительских законов»), контроль за их соблюдением и определенные привилегии, подобающие каждому сословию. Благо всех подданных - основная цель самодержавного правления. Для упорядочения судебной системы предлагается создание Боярского суда для рассмотрения крупных уголовных дел, выполнение судебных функций на местах выборными горожанами-судьями, коллегиальное судопроизводство, равное правосудие монарха над всеми подданными. Ценность человека определяется не родовитостью, а моральными качествами, знаниями, трудом на общее благо. Но опорой власти являются люди знатного сословия, которые освобождаются от телесных наказаний.
Идеология абсолютизма нашла свое отражение также в законодательстве этого времени, в пространных предисловиях и комментариях, которые иногда разрастались в публицистические трактаты. Для обоснования неограниченной власти монарха стало уже недостаточно традиционной формулы божественного происхождения царской власти, необходимы были новые, рационалистические принципы. В основу официальной концепции была положена идея «общего блага», «всенародной пользы», призванная представить интересы государства как интересы всего общества. Единственной силой, способной обеспечить справедливость, благо всех подданных, признавалась абсолютная власть монарха. В результате отождествления понятий «общее благо» и «государственный интерес» утверждался безусловный приоритет «государственной пользы» над всеми частными интересами. Это оправдывало любые действия монарха, любое вмешательство верховной власти в дела подданных, регламентацию быта, нравов, общественной жизни.
Иван Тихонович Посошков (1652-1726) выступил как идеолог купечества, критикуя существующие порядки, противопоставление их интересов интересам господствующего сословия. В «Книге о скудости и богатстве», написанной специально для царя, была выдвинута программа экономических и административных реформ. Посошков призвал власть проявить к купечеству «попечение», закрепить за ним монопольное право на занятие торгово-промышленной деятельностью, ослабив тем самым конкуренцию со стороны дворянства. Не выступая против крепостного права в целом, он предложил законодательно регламентировать крестьянские повинности и ограничить права помещиков, учредить всесословный, равный для всех суд, в котором не были бы исключительными привилегии дворян. Суд должен руководствоваться только законами, а для этого необходимо издать новый свод законов, подготовку которого поручить «многонародному совету» - представителю всех сословий, в том числе и крестьян.
Феофан Прокопович (1681-1736) - один из идеологов абсолютизма эпохи петровских преобразований, принимал участие в составлении основных законодательных актов. В трактате «Правда воли монаршей» (1722) он рассмотрел вопрос о происхождении государства, исходя из теории «общественного договора» и религиозно-феодальной традиции. Источником власти признается народ и божественная воля («глас народа - глас божий»). Поскольку общественный договор санкционирован самим Богом, то он не может быть расторгнут, а обязанность народа - безусловное повиновение Богу и избранному монарху. Мысль о нерасторжимости общественного договора - главное отличие доктрины Прокоповича. Ею пронизаны не только официальные законодательные акты, но и сочинения, вышедшие из среды служилого дворянства и бюрократии, чьи интересы наиболее полно совпадали с политической программой абсолютизма. Эта идея преобладала и среди торгово-промышленных кругов, тесно связанных с абсолютизмом и искавших у него поддержки.
Официальную позицию Церкви сформулировал в своем «Завещании» патриарх Иоаким (1690).
Характерные ее черты - приверженность традициям, православный изоляционизм, подчиненность религиозной догме всех сторон жизни общества, прежде всего - духовной. Церковь занимала непримиримую позицию по отношению к реформам и стала идеологическим центром всей оппозиции петровским преобразованиям. Это вызвало репрессии, вплоть до казней видных представителей духовенства.
Но абсолютизм нуждался в религии как в идеологическом оружии. Чтобы подавить и нейтрализовать церковную оппозицию и в то же время использовать влияние религии, государству необходимо было ликвидировать самостоятельность церкви. В 1721 г. было законодательно оформлено подчинение церкви государству в политико-административном отношении: последовала отмена патриаршества и учреждение Духовной коллегии (Синода), ставшей органом государственного» управления. Основные аспекты церковной реформы были изложены и обоснованы Феофаном Прокоповичем в «Духовном регламенте». Позиции церкви как самостоятельной силы феодального общества были подорваны. Борьба высшего духовенства за автономию церкви стала важным фактором политической жизни. Лишь секуляризация церковных земель (1764 г.), лишив оппозицию материальной базы, окончательно превратила Церковь в составную часть государственного бюрократического аппарата.