Противоречия экономического и социального развития.
Консерватизм политической жизни руководство страны пыталось сочетать с экономическими реформами, ибо этого требовало реальное положение дел. После снятия Хрущева на пленумах ЦК прозвучала резкая критика положения дел в сельском хозяйстве и в промышленности. Опять говорилось о слабом внедрении достижений научно-технического прогресса, низкой материальной заинтересованности работников в результатах труда, отставании в производительности труда от развитых капиталистических стран и т.п.
Пленумы ЦК в марте и сентябре 1965 г. стали началом экономической реформы. На сентябрьском пленуме ЦК КПСС А. Н. Косыгин сделал доклад с обоснованием экономической реформы в промышленности. Для перестройки экономики были использованы идеи ученых-экономистов и математиков Л. Канторовича, В. Немчинова, В. Новожилова.
Сущность экономической реформы 1965 г.:
1. Возврат к отраслевой системе управления промышленностью.
2. Внедрение элементов хозрасчета в деятельность предприятий и предоставление им права распоряжаться большей частью прибыли (для создания фонда экономического стимулирования).
3. Перераспределение системы ценообразования: внедрение элементов оптовой торговли (реформа оптовых цен в промышленности была осуществлена в 1966-1967 гг.).
4. Сокращение числа директивных плановых показателей до пяти (объем реализации продукции, основная номенклатура изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом).
5. Оценка экономической деятельности не по валовой, а по реализованной продукции.
Таким образом, реформа пыталась сочетать административную иерархию управления с экономической заинтересованностью отдельного коллектива. Противоречивость реформы заключалась в том, в ее основе сохранялась коренная черта прежней системы управления - главным критерием в оценке предприятия оставался не объективный уровень экономической эффективности, а процент выполнения обязательных плановых заданий.
Попытка реализации экономической реформы встретила мощное сопротивление управленческого аппарата, не желавшего терять реальные права. К тому же сама реформа объективно посягала на право партии распоряжаться хозяйственными кадрами. Наконец, в условиях монополизма, отсутствия конкуренции интересы отдельного предприятия и общества в целом все больше расходились. Предприятию было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам. Это грозило серьезными экономическими осложнениями. Все это, вместе взятое, вело к возвращению жесткого административного управления с детальным планированием номенклатуры изделий, цены на них, контроля за штатным расписанием и фондом заработной платы.
Историки и экономисты расходятся в мнениях о результатах восьмой пятилетки (1966-1970), проходившей в условиях экономической реформы. Одни считают, что она была наиболее успешной из всех. Другие доказывают, что эффективность производства не повысилась.
Расширение масштабов экономики вело к интенсивному росту аппарата. За 1965-1985 гг. количество министерств и ведомств увеличилось с 29 до 160. В управленческом аппарате теперь работали миллионы человек, но эффективность их труда падала. В этой обстановке сложных взаимоотношений регионов и центра, отдельных ведомств, необходимости согласования их действий на разных этажах власти разрастается «теневая экономика» - производство т.н. «левой», не учтенной государством продукции за счет хищений, рационализации производства. Таким образом, товарно-денежные отношения в условиях планово-распределительной системы становились явлением хозяйственной преступности.
В последующие годы экономическая мощь СССР нарастала за счет новых предприятий, шахт, нефте- и газодобычи. В космос запускались сотни искусственных спутников, в океан уходили десятки атомных подводных лодок, в Западной Сибири осваивались громадные месторождения нефти, были построены тысячи километров газопроводов, шедшие в Европу. Олицетворением индустриальной мощи страны стало достижение военно-стратегического паритета с США, успехи в освоении космоса.
Тем не менее именно в этот период экономика превращала СССР в «колосса на глиняных ногах». Причина, прежде всего, в том, что в экономике развитых стран с конца 50-х гг. начались качественные структурные изменения. Они переходили к научно-индустриальной стадии развития. Стремительно развивались новые отрасли: электроника и вычислительная техника, генетика, новейшие технологии. СССР пропустил новый научно-технический и цивилизационный виток развития. Экономика СССР только к началу 60-х гг. стала индустриальной и продолжала развиваться прежде всего за счет количественного роста. Руководители страны гордились огромными объемами производства электроэнергии, стали, добычи нефти и газа. Мировая экономика в это время переходила на энергосберегающие технологии, глубокую переработку нефти и газа, отказывалась от доменного производства в металлургии, использовала комплексную автоматизацию и механизацию. В СССР доля ручного труда к началу 80-х гг. составляла в промышленности 35-40%, 50-60% в строительстве, 70-75% в сельском хозяйстве. Шло постоянное падение темпов экономического роста. По мнению ряда экономистов, с конца 70-х гг. он вообще прекратился.
Одновременно обострилась демографическая ситуация. Были исчерпаны трудовые ресурсы деревни. Ежегодно около 3 тыс. деревень исчезало с карты России. Индустриальный рост без заботы о защите природной среды вел к резкому ухудшению экологической обстановки. Промышленные министерства, заинтересованные в получении бюджетных средств, проталкивали все более дорогостоящие проекты («поворот северных рек на юг» и т.п.), не задумываясь о последствиях.
Стремление к военному паритету, который понимался как равенство, и даже превосходство в количественном уровне вооружений, в условиях резкого отставания в производительности труда вело к экономически непосильному соревнованию с США. На военные нужды уходило до 80% национального дохода.
Все это заставляло государство финансировать социальную сферу по «остаточному принципу». Сократилось жилищное строительство, вернувшись на уровень начала 60-х гг. Все больше обострялась ситуация с продовольственными товарами. В начале 80-х гг. во многих городах появилась т.н. «талонная система». Реальные доходы населения по официальным данным выросли в 2 раза. Однако рабочий в СССР получал в виде заработной платы около трети стоимости созданного продукта (в США - до 70-75%). В середине 80-х гг. в СССР на питание рабочая семья расходовала больше средств, чем в 1927 г. (вместо 44% бюджета - свыше 60%). Пенсии обеспечивали скромные минимальные потребности пожилых людей.
Был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию. Если среднее образование и выше в 1939 г. имели около 11% населения, то в 1959 г. - 36%, а к 1983 г. - более 70% советских людей. Но имелись большие различия в уровне образования городского и сельского населения, наблюдалось несоответствие качества образования требованиям времени, научно-техническому прогрессу.
На протяжении ряда лет государство стремилось пополнить доходы бюджета за счет роста производства и продажи алкогольных напитков. К середине 80-х гг. винная монополия, как и в начале XX в., обеспечивала до 30% доходной части бюджета. Одновременно шла распродажа природных богатств страны, прежде всего сырой нефти. За счет т.н. «нефтедолларов» рос импорт продовольствия (зерна, масла и т.д.) и обеспечивалось дальнейшее наращивание добычи той же нефти.
Понимание необходимости экономических реформ, неэффективности существующей системы хозяйствования все более осознавалось в обществе и в «коридорах власти». Экономические институты подавали партийному руководству секретные записки, предупреждая о надвигающемся экономическом кризисе.
Усилился интерес к опыту НЭПа в 20-е гг. и ряда стран Восточной Европы (Венгрия, ГДР), использовавших товарно-денежные рычаги под контролем государства. В 1979 г. была сделана новая попытка начать экономическую реформу. Наиболее инициативные партийные и хозяйственные кадры пытались внедрять новые хозяйственные отношения под флагом «эксперимента». Но происходившее при этом высвобождение неквалифицированного труда и рост заработной платы у оставшихся работников пугали руководство страны непредсказуемыми социальными последствиями. Поэтому эксперименты или оставались островками в океане традиционной экономики, или прекращались. Иногда по ложным обвинениям их инициаторы попадали на скамью подсудимых и в заключение (Н.И. Худенко в Казахстане).
В мае 1982 г. была принята Продовольственная программа. Она провозглашала комплексный подход к решению накопившихся проблем: соединение экономических, организационных и социальных мер. Подчеркивалась необходимость наладить переработку сырья в районах его производства. Реально были сформированы агропромышленные объединения (АПО) и агропромышленные комитеты. В Москве был создан Агропромышленный комитет СССР, объединивший сельскохозяйственные министерства и госкомитеты. В результате, в значительной части все закончилось разрастанием бюрократических структур и новыми вывесками. Капиталовложения в сельское хозяйство не давали желаемой отдачи. Промышленные птицефабрики с высокой эффективностью производства полностью зависели от привозных кормов.
Таким образом, все более проявлялся тупиковый характер советской планово-распределительной экономики, сформированной еще в 30-е гг. и лишенной реальных стимулов к саморазвитию и самообновлению. Предприятия и министерства не были заинтересованы в быстрейшем использовании научно-технических достижений, структурных изменениях.