Содержание и формы финансового контроля
Финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления: доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования. По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским). Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты: злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.
Объектом финансового контроля являются денежные процессы, имеющие место при формировании, распределении и использовании государственных и муниципальных денежных средств. Непосредственным предметом финансового контроля являются бухгалтерские отчеты, балансы, сметы и другие документы.
В зависимости от времени совершения контроля выделяют: предварительный, текущий и последующий. Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте - на предприятиях, в учреждениях и организациях. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль он может быть подразделен на различные виды
а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
б) Президента;
в) исполнительных органов власти общей компетенции(4);
г) финансово-кредитных органов;
д) ведомственный и внутрихозяйственный;
е) общественный;
ж) аудиторский.
В зависимости от сферы деятельности различают:
- бюджетный контроль;
- налоговый контроль;
- банковский контроль;
- контроль за страховой деятельностью;
- таможенный контроль.
Различают также инвестиционный контроль, контроль за денежной массой.