Меры, направленные на обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций страховщиков
Государственное регулирование, направленное на обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций направлено на защиту имущественных интересов юридических и физических лиц путем применения определе6нных методов. К ним, в частности, относится метод установления минимально допустимой величины уставного капитала страховщиков. Основой финансовой устойчивости страховых организация является также система перестрахования и метод сострахования.
Понятие, организационные и экономические условия перестрахования определены в ст. 13 Закона об организации страхового дела и ст. 967 ГК РФ. Ответственность по основному договору страхования в полном объеме несет перестрахователь, заключивший договор перестрахования с перестраховщиком. Не подлежит перестрахованию риск страховой выплаты по договору страхования жизни в части дожития застрахованного лица до определенного возраста или срока либо наступления иного события.
В соответствии с нормами ст. 12 Закона об организации страхового дела и ст. 953 ГК РФ объект страхования может быть застрахован по одному договору страхования совместно несколькими страховщиками (сострахователями). Также в ст. 953 ГК РФ отмечается, что если в таком договоре не определены права и обязанности (страховая отвественность) каждого из страховщиков, то при наступлении страхового случая они отвечают перед страхователем (выгодоприобретателем) солидарно.
Метод формирования и размещения (инвестирования) страховых резервов также направлен на обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций. Согласно ч. 1 ст. 26 Закона об организации страхового дела для обеспечения выполнения принятых организаций страховщики в порядке и на условиях, установленным законодательством, образуют из полученных взносов (страховых премий) необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному и имущественному страхованию. В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резерв предупредительных (превентивных) мероприятий. Указанные средства могут инвестироваться страховщиками. Размещение средств страховых резервов должно осуществляться на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности (ч. 4 ст. 26 Закона об организации страхового дела и Правилами размещения страховщиками средств страховых резервов, утвержденных Приказом Минфина РФ от 08.08.2005 г. № 100н).
Состав, назначение и методы расчета страховых резервов устанавливаются правилами формирования страховых резервов по страхованию, иному чем страхование жизни, утвержденному Приказом Минфина РФ от 11.06.2002 г. № 51н (в ред. от 14.01.2005г.). В соответствии с данными Правилами страховые организации - страховщики могут формировать следующие страховые резервы: резерв незаработанной премии; резервы убытков: резерв заявленных, но неурегулированных убытков; резерв произошедших, но незаявленных убытков; стабилизационный резерв.
Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты (ч.3 ст. 26 Закона об организации страхового дела).
Метод установления экономических нормативов по объему страховой ответственности (обязательств) страховщика способствует обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций. В частности для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативное соотношение между активами и принятыми ими страховыми обязательствами (ст. 25 Закона об организации страхового дела). Расчет такого соотношения осуществляется в соответствии с методикой расчета нормативного размера маржи платежеспособности (нормативного размера свободного от любых обязательств собственного капитала), представленной в Положении о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденным Приказом Минфина РФ от 02.11.2001 г. № 90н (в ред. от 14.01.2005 г.)