Раздел 1. Философский смысл категории «бытие»
Учение о бытии получило название «онтология» ( от греч. ontos – сущее и logos – учение). Этот термин ввел в XVII в. немецкий философ Г.Гоклениус. Философия использует термин «бытие» для определения не просто существование, а того, что гарантирует существование. Поэтому слово «бытие» получает в философии особое содержание, понять которое возможно, только обратившись к философской проблеме бытия.
Проблема бытия принадлежит к так называемым «вечным вопросам» философии, поскольку она касается наиболее существенных параметров человеческой жизни, а следовательно, и мировоззрения человека. Вопрос о сущности бытия, способах и формах его существования рассматривался уже философами Древнего мира. Так, древнегреческий философ Парменид считал, что бытие существует, оно неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: «Следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет». Платон обосновал другую, прямо противоположную традицию в толковании бытия. Бытие – это мир идей, являющихся истинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие противопоставляется Платоном неистинному, под которым имеются в виду доступные человеческим чувствам вещи и явления. Иную мысль высказал Гераклит. Он считал, что стабильного, устойчивого бытия нет вообще, сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия. Космологический огонь Гераклита в наглядно-образной форме выражает бытие как вечное становление.
В современной философской мысли также существуют противоположные взгляды относительно сущности бытия. Так, экзистенциализм, который обрел значительное влияние в 20-60-х годы ХХ в., объектом философии признает внутреннее бытие человека, которое имеет название экзистенция. Экзистенция – это иррациональное в мире человека, составляющее его неповторимость и противостоящее «предметному бытию». Неотомисты высшей реальностью признают «чистое бытие», понимая его как божественное первоначало, имеющее духовное содержание. Представители неопозитивизма считают, что отношение мышления к бытию является псевдопроблемами, поскольку философский анализ не распространяется на объективную реальность, а ограничивается лишь непосредственным опытом или языком.
Современная материалистическая философия понимает бытие как такую категорию, которая охватывает все сущее – как материальные, так и духовные феномены. Бытие не отождествляется и не сводится лишь к материальным образованиям, а включает в себя и мир человеческого духа, все духовные явления, которые по своей сути являются идеальными. Вместе с тем следует помнить, что бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет определенную структуру, оно структурировано. Вследствие этого можно выделить следующие, относительно самостоятельные, формы бытия.
1) бытие природы, которое детализируется и в свою очередь разделяется на бытие девственной природы (т. е. бытие вещей и процессов, которые существуют независимо от человека и его деятельности) и на бытие рукотворной природы (или бытие вещей и процессов, созданных людьми). Природа безгранична в пространстве, времени и вечна. Вторая, или очеловеченная природа зависима от первой. С одной стороны, во второй природе воплощен материал первой, иными словами объективная, первичная реальность, с другой — в ней воплощены труд, воля и знания человека, его душа. Вторая природа — это орудия и условия работы, средства связи, потребности человеческого духа — все то, что составляет цивилизованное бытие, материальную и духовную культуру;
2) бытие человека, в котором для удобства анализа следует выделить телесное существование человека как части природы и специфическое человеческое бытие.
Человек является частью природы и в этом отношении подчиняется действию ее законов. Наличие тела предопределяет смертность человека, он втянут в диалектику бытия — небытия и, как все тела природы, проходит состояния возникновения, становления и гибели. Человеческое тело, как и все тела природы, подвержено действию закона сохранения вещества и энергии, т. е. его составляющие переходят в другие состояния естественной природы. Для существования человеческого тела необходимо повседневное его воспроизведение (питание, защита от холода и других опасностей). Материализм уделяет этим фактам первоочередное внимание, считая, что материя первична, а дух, сознание — вторично. Для того чтобы мыслить, необходимо обеспечить жизнь человеческому телу. Отсюда — необходимость сохранения жизни, самосохранения человека и выживания человечества, а это выражается в потребности иметь питание, одежду, жилье, чистую окружающую среду;
3) бытие духовного, которое существует как индивидуализированное духовное и объективное (внеиндивидуальное) духовное. Бытие индивидуализированное духовное — это внутренний мир человека. Он охватывает сознательное и бессознательное. При таком подходе (который, кстати, не является единственным) дух — понятие, тождественное индивидуальному сознанию, а в узком понимании — это мышление. Сознание — это способность головного мозга человека целенаправленно отражать бытие мира, преобразовывать его в образы и понятия. Оно существует как невидимый процесс впечатлений, ощущений, переживаний, мыслей, а также идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов. Сознание имеет необратимый характер, быстротечный и неоднородный. По форме этот процесс хаотичен, но вместе с тем у него есть определенный порядок, устойчивость, структура, та или иная степень дисциплины и воли.
Сознание человека является одновременно и его самосознанием, т. е. осознанием своего тела, мыслей и чувств, своего отношения к другим людям и своего положения в обществе, т. е. самопознания. Самосознание — это своеобразный центр нашего сознания.
Специфика индивидуального сознания — в его смертности, но некоторые его части преобразуются во внеиндивидуальную духовную форму, а также становятся достоянием других людей. В поступках объективируются фрагменты человеческого сознания, по ним судят о замыслах, мотивах, целях, идеях людей. Специфика внеиндивидуального духовного бытия состоит в том, что его элементы сохраняются, совершенствуются и свободно перемещаются в социальном пространстве и времени;
4) бытие социального, которое делится на бытие отдельного человека в обществе и бытие самого общества. Каждый человек непрерывно вступает в контакт с другими людьми, является членом разных социальных групп: семьи, производственной общности (коллектива), нации. Таким образом, он существует в тесной связи с другими индивидами. Вся деятельность людей осуществляется в рамках, присущих данному социуму общественных отношений: политических, правовых, экономических, моральных и др. Диалектика социального бытия более детально будет рассмотрена в теме «Философский анализ общества».
Итак, категория «бытие» — это предельно общая философская абстракция, которая объединяет по признаку существования разнообразнейшие явления и процессы природы, человеческие общности и отдельных людей, социальные институты, уровни, формы и состояния человеческого сознания. И хотя эти явления и процессы относятся к различным сферам бытия, все они объединены определенной общей основой. Но можно ли говорить о единстве беспредельно разнообразного мира? Отвечая утвердительно на этот вопрос, мы приходим к представлению об общей основе всего сущег