Правовой режим земель сельскохозяйственных организаций
Хотя в первые годы современной экономической реформы политика государства была нацелена на развитие преимущественно фермерства, за последние годы наметился интерес также к поддержке кооперативных форм ведения хозяйства и развития сельскохозяйственного производства на основе коммерческих организаций. Постановлением Правительства РФ от 21 июня 1996 г. № 723 «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» федеральным министерствам и ведомствам предписывается обеспечить развитие кооперативных отношений в аграрном комплексе как наиболее приоритетного направления аграрной реформы, поддержку создания сельскохозяйственными товаропроизводителями производственных, перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, агросервисных, кредитных страховых и других видов кооперации. В рамках Федеральной целевой программы «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694, предусматривается проведение мероприятий по консолидации земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования.
На сегодняшний день сельскохозяйственные коммерческие организации являются основными товаропроизводителями, занимая свыше 94% пашни и поставляя на рынок 96% отечественной сельскохозяйственной продукции основных видов.
Сельскохозяйственные организации можно классифицировать на виды по различным признакам. В зависимости от того, является ли извлечение прибыли основной целью деятельности, сельскохозяйственные организации делятся на коммерческие и некоммерческие. К последним относятся ассоциации и объединения различных сельскохозяйственных предприятий, например Агропромышленный союз России, ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. Коммерческие организации в зависимости от типа имущественных отношений существуют в виде акционерных обществ, товариществ, обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, кооперативов. Особую группу субъектов составляют колхозы и коопхозы, функционирующие на основе Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
Отношения собственности на земли в различных сельскохозяйственных организациях не одинаковы. Земли большинства видов сельскохозяйственных организаций формируются за счет передаваемого гражданами в уставный либо паевой неделимый фонд соответствующей организации права собственности. При этом следует учитывать, что порядок формирования уставных или паевых неделимых фондов акционерных обществ при реорганизации колхозов и совхозов определяется ГК. Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не распространяются на реорганизуемые колхозы и совхозы, а особенности их создания и правового положения определяются самостоятельно федеральными законами. Такие законы пока не приняты.
В случае передачи права собственности земельная доля меняет собственника. Право частной собственности гражданина на земельную долю прекращается и возникает право частной собственности организации. Взамен гражданин получает акции, равные стоимости земельного участка. При последующем выходе из сельскохозяйственной организации гражданин не может вернуть переданное ранее право частной собственности на земельную долю, а имеет только право на получение стоимости акций.
Остается неопределенным правовой режим невостребованных земельных долей. С одной стороны, в соответствии с законодательством, принятым до введения в действие Земельного кодекса РФ, предусматривается, что в пользование организации могут переходить не востребованные после реорганизации колхозов и совхозов земельные доли.
Земельные доли, на которые в процессе реорганизации колхоза или совхоза не поступили заявления от граждан на получение свидетельств на право собственности, либо земельные доли, собственники которых не воспользовались своим правом по их распоряжению, приобретают статус невостребованных. Невостребованные земельные доли передаются реорганизованному сельскохозяйственному предприятию на праве осуществления им представительства в соответствии с ГК РФ. В течение срока представительства невостребованные земельные доли остаются в пользовании сельскохозяйственной организации.
В случае отказа сельскохозяйственной коммерческой организации от их использования невостребованные земельные доли зачисляются в фонд перераспределения земель.
С другой стороны, в соответствии с ЗК сельскохозяйственные коммерческие организации получают возможность пользоваться земельными участками, не находящимися в их собственности, либо на праве аренды, либо на праве безвозмездного срочного пользования. В обоих случаях право пользования возникает только на основании договора с собственником. Если собственник не заявил о своих правах на земельную долю (отсутствует, не обнаружен), то такая организация не имеет правовых возможностей пользоваться таким невостребованным земельным участком. Невостребованные земельные доли становятся государственной собственностью, и их дальнейшая судьба решается в соответствии с правилами разграничения государственной собственности и порядком предоставления земельных участков для различных целей. При этом необходимо также учитывать, что невостребованные земельные доли вряд ли могут поступать в фонд перераспределения земель, так как в соответствии со ст. 80 ЗК признание земельных участков невостребованными земельными долями не является основанием для их включения в фонд.
При создании некоммерческих (потребительских) кооперативов, товариществ, не образующих неделимые паевые фонды, либо при вступлении граждан в такие кооперативы они не передают свое право частной собственности на земельный участок и продолжают им пользоваться в соответствии с целевым назначением. Соответственно выход из членов кооператива не создает угрозу потери права собственности на земельный участок.
Особый правовой режим и условия реорганизации установлены для сельскохозяйственных специализированных предприятий, таких, как государственные племенные и конные заводы, государственные конюшни и ипподромы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции, лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия по воспроизводству ценных видов рыб. Реорганизуются такие предприятия без выделения земельной доли в натуре выходящим из хозяйства гражданам. Земли в полном объеме сохраняются за этими предприятиями, а граждане, выходящие из их состава, вправе претендовать на денежную компенсацию стоимости земельной доли. Кроме того, сельскохозяйственные угодья таких организаций имеют статус особо ценных, и их использование для других целей не допускается (ст. 79 ЗК).
Ограничения на приватизацию земельных долей распространяются также на животноводческие комплексы, птицефабрики и парниково-тепличные комбинаты, если земли хозяйства достаточны лишь для обеспечения кормами животноводства. Не допускается выделение земельных долей при реорганизации племенных колхозов и совхозов с мелиоративными системами, семеноводческих, рисоводческих, плодоводческих, льноводческих и других, если выделение земельных долей нарушает целостность специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сложившегося специализированного производства. При реорганизации сельскохозяйственных предприятий допускается применение порядка перераспределения долей на основе нижегородской модели. Ее суть заключается в возможности аукционной купли-продажи земельных долей между их собственниками в процессе реорганизации. Данная модель в отличие от стандартной позволяет привлекать к участию в аукционах другие сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства и граждан и создать на основе одного реорганизуемого предприятия два и более.