Факультативные признаки субъективной стороны преступления и их значение в уголовном праве
Мотив, цель и эмоциональное состояние являются самостоятельными признаками субъективной стороны преступления. Действия человека всегда обусловлены конкретными мотивами, а деятельность его направлена на достижение определенных целей , которые он перед собой ставит. Кроме того психическая деятельность лица всегда сопряжена с определенными эмоциями. Мотивы, цели и эмоции имеют в ряде случаев исключительно важное значение при совершении лицом преступления .
Изучение факультативных признаков субъективной стороны преступления дает возможность проанализировать их подлинные причины.
Понятие "мотив" раскрывает различные стороны человеческой активности: отдельный волевой акт (поступок), и ряд волевых актов (поведение) как отдельного индивида, так и любой социальной общности. С помощью мотива определяется содержание всех видов человеческой деятельности, нравственные, моральные, правовые и мировозренческие взгляды и социальная роль конкретной личности.
При выяснении содержания мотива преступления и определении его соотношения с другими признаками общественно опасного деяния необходимо исходить из специфики и особенностей человеческого поведения. Человеческое поведение по своему социально - психологическому содержанию - явление весьма сложное, многоплановое. Однако главное, что отличает его от других явлений это то, что оно носит целенаправленный , избирательный характер. Человек обычно стремится избрать такое поведение, которое бы больше соответствовало страстям и влечениям занимающим важное место в структуре личности.
Мотив всегда обусловлен потребностями и интересами человека. Поэтому определение мотива как побуждения, которым руководствовалось лицо, совершая то или иное действие, достаточно полно отражает специфику этого понятия и его роль в механизме преступного поведения.
Дагель П.С и Котов В.П. делят все мотивы преступлений на три группы :
1. общественно опасные мотивы (низменные) :
а) антигосударственные мотивы;
б) личные низменные;
в) религиозные и мотивы вытекающие из суеверий.
Эти мотивы имеют уголовно - правовой характер и учитываются при привлечении к уголовной ответственности и назначении наказания.
2. Общественно-нейтральные мотивы ( обида, стыд, увлеченность и т.д.). Эти мотивы не влияют на решение вопросов об уголовной ответственности и назначении наказания.
3. Характеризующиеся как общественно полезные , данные мотивы могут учитываться в качестве обстоятельств , смягчающих ответственность.
Кроме мотива преступления в ряде случаев важное значение имеет установление цели преступления.
Цель преступления - это представление о желаемом результате к достижению которого стремится лицо, совершая общественно опасное деяние. Мотив и цель преступления тесно связаны между собой. Цель преступления часто соответствует мотиву, но иногда имеет и самостоятельное значение. Некоторые авторы приходят к выводу о тождественности мотива и цели преступления. Так же как и мотив, цель преступления характеризует субъективные процессы, протекающие в сознании лица в связи с совершением им общественно опасного деяния. Следовательно, цель вместе с другими обстоятельствами указывает на степень общественной опасности виновного в совершении преступления , что следует учитывать при определении вида и размера наказания.
Цели преступления могут быть различными в зависимости от своего содержания - цель подрыва и ослабления власти, провокация войны и международных осложнений, незаконное обогащение, причинения физического вреда человеку, возбуждение национальной, религиозной или расовой вражды или розни, сокрытие другого преступления или облегчения его совершения и др.
При совершении преступлений возможно также стремление к достижению целей не имеющих преступного характера.
Таким образом, по своему содержанию цели могут быть как общественно опасными, так и не представляющими общественной опасности. В нашем примере они не заслуживают порицания от имени государства и общества, отрицательная оценка относится только к умышленному осуществлению или достижению цели. этим и объясняется тот факт, что цель, будучи факультативным признаком субъективной стороны преступления не охватывается понятием вины.
Несмотря на то, что мотив и цель как факультативные признаки должны быть установлены следствием и судом при рассмотрении любого уголовного дела, в том числе и в неосторожных преступлениях, в процессе производства уголовно - правовой квалификации преступления мотив и цель учитываются лишь в умышленных преступлениях. В неосторожных преступлениях данные признаки устанавливаются либо на стадии назначения конкретной меры наказания виновному. либо в криминологическом плане, для выяснения причин и условий, способствующих совершению преступления.
Иное правовое значение имеют данные признаки в умышленных преступлениях. Если мотив и цель выступают в качестве необходимого признака субъективной стороны преступления, то это свидетельствует о том, что данное общественно опасное деяние относится к группе умышленных преступлений.
Уголовно-правовое значение мотива и цели различно. Они, как и другие факультативные признаки состава преступления, могут иметь троякое значение.
Во-первых, они могут быть обязательными признаками основного (простого) состава преступления, когда на них содержится прямое указание в диспозициях статей УК, либо они подразумевается как необходимый признак состава конкретного преступления. Это происходит от того, что понятие состава преступления шире понятия диспозиция статьи, и может быть выяснено лишь в результате анализа системы норм действующего законодательства.
Во-вторых, мотив и цель в ряде случаев являются квалифицирующими признаками. Так, в качестве квалифицирующего признака мотив выступает в составе умышленного убийства с отягчающими обстоятельствами ( п. ”з “и “и” ч.2 ст. 105 УК ).
В-третьих ,мотив и цель преступления выступают в качестве обстоятельств смягчающих или отягчающих ответственность. Так, в ст. 61 УК мотив выступает как обстоятельство смягчающее ответственность. Таковым он является, в частности , при защите от общественно опасного посягательства, хотя и с превышением пределов необходимой обороны ( п. ж), совершение преступления в результате физического или психического принуждения , в силу материальной , служебной или иной зависимости ( п. е), под влиянием сильного душевного волнения, вызванного противоправным или аморальным поведением потерпевшего, явившегося поводом для преступления ( п. з), а также в следствии стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания ( п.д). Указанные обстоятельства, при их установлении, позволяют смягчить наказание в пределах установленных санкций.
В том случае, когда преступление совершено по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, с особой жестокостью или издевательством, а также мучениями для потерпевшего (п. п. ”е” и “и” ст. 63 УК) необходимо говорить об обстоятельствах отягчающих деяние, которые влияют на назначение наказания в сторону его увеличения.
Как обстоятельства дела мотивы и цели относятся законом к различным актам преступного и после преступного поведения:
1. Мотивы и цели совершения умышленного преступления. Здесь они связаны с умышленной формой вины и охватывают как действия, так и его результат.
2. Мотивы и цели поведения, которое по неосторожности повлекло преступные последствия. В данном случае они охватывают действия и его предполагаемый результат, но не охватывает побочный, фактически наступивший результат. При преступной небрежности нельзя говорить о мотиве и цели совершения преступления потому, что лицо не предвидело возможности наступления преступного результата. Здесь нет внутренней связи между мотивом поведения и наступившим преступным последствием . При преступной самонадеянности также в известной мере можно говорить о мотивах самого поведения, но они не выступают как мотивы совершения преступления, так как преступлением является не само действие , а наступившее в результате этого действия преступное последствие.
3. Мотивы и цели поведения после совершения преступления . Они выражают отношение лица к содеянному и имеют уголовно-правовое значение в качестве смягчающих и отягчающих обстоятельств. В неосторожном преступлении мотивы и цели лица связаны не с наступившим результатом, а с определенной деятельностью лица, его поведением. Однако, некоторые авторы не усматривают никакого психического и правового различия между мотивами преступления и мотивами действия исходя из того, что если действие субъекта преступно, то его мотив и является мотивом этого преступления.
Эмоциональное состояние это самостоятельный признак субъективной стороны преступления. Эмоции (франц.- emotion, от латинского - emovere - возбуждать, волновать ) -физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека. Социальный характер эмоций и чувств объясняется тем, что они являются общественно- обусловленными и неразрывно связаны с познавательной функцией, так как все интеллектуальные процессы сопровождаются определенными эмоционально-чувствительными реакциями, имеющими чисто субъективный характер. Эмоции человека, совершающего то или иное преступление в большинстве случаев лежат за рамками состава преступления и не влияют на квалификацию преступлений и только в определенных случаях имеют уголовно-правовое значение. В связи с этим действующее уголовное законодательство отводит важную роль состоянию сильного душевного волнения (физиологический аффект) под которым понимается яркая, кратковременная вспышка, сильное бурное переживание (гнев, переходящий в ярость, страх, доходящий до ужаса, тоска, достигающая отчаяния и т.д.) Физиологический аффект, являющийся проявлением эмоции гнева, ослабляет контроль виновного над своими действиями, влияет на ослабление воли, характеризуется такими признаками как неожиданность возникновения и кратковременность протекания. Физиологический аффект следует отличать от патологического, при котором, способность лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими полностью утрачена и лицо признается невменяемым. При физиологическом аффекте такая способность не утрачивается, хотя в значительной мере затруднена в следствии особого состояния психики лица подвергшегося неправомерным действиям со стороны потерпевшего. Поэтому данные лица привлекаются к уголовной ответственности , однако состояние аффекта признается смягчающим ответственность обстоятельством (ст.ст.107 и 113 УК). Если же эмоциональное состояние субъекта не является конструктивным признаком состава преступления учитываемым при квалификации преступления, то оно учитывается судом при назначении наказания.