Источники мусульманского права
Исследователи выделяют две группы взаимосвязанных источников мусульманского уголовного права. Источники первой группы - Коран и сунна - называются первоисточниками, они представляют собой идейно-теоретическую базу мусульманского уголовного права. Источник второй группы - иджма (единогласного мнения наиболее авторитетных знатоков ислама) - является рациональным, содержащим значительное большинство разработанных норм права. Иногда в качестве самостоятельного источника мусульманского уголовного права выделяется суждение по аналогии («кияс»). В ряде мусульманских стран в качестве источника уголовного права сохраняет значение обычай (урф).
Мусульманское уголовное право во многом сохраняет двойственный характер: одна его часть становится составным элементом законодательства, а вторая продолжает действовать в виде правовой доктрины, разработанной наиболее авторитетными исламскими правоведами. В настоящее время существует несколько направлений в доктринальном толковании мусульманского права (в т.ч. уголовного): суннитские (ханифитское, маликитское, шафиитское, ханбалитское) и шиитские (джафаритское, исламитское, зейдитское).
Во многих странах мусульманской системы права уголовное законодательство кодифицировано на основе принципов и норм шариата.Данное требование нередко закреплено на конституционном уровне: например, Конституция Ирана 1980 г. в ст. 4 провозгласила, что уголовные законы страны должны соответствовать принципам ислама, и при установлении ответственности за уголовные преступления следует применять нормы шариата (ст. 156). Иные законы уголовно-правового характера также всегда должны соответствовать шариату. Так, в Саудовской Аравии действуют законы об ответственности за употребление спиртных напитков, об установлении выкупа за кровь; в Ливии - законы об ответственности за кражу и разбой, о наказании за прелюбодеяние, об ответственности за распитие спиртных напитков.Примечательно, что ряд арабских авторов утверждают следующее: основным источником уголовного права в арабских странах является уголовный закон. Мнение о том, что шариат - главный источник уголовного права, является ошибочным. Точка зрения о шариате как об основном источнике права может быть верной по отношению к другим отраслям права, но не к уголовному, т.к. во всех конституциях арабских стран закреплен принцип законности: нет преступления и наказания без указания в законе. Таким образом, в настоящее время в арабских странах формальными (официальными) источниками уголовного права являются уголовно-правовые нормы конституции, уголовный кодекс и уголовные законы. Шариат как формальный источник уголовного права действует в тех странах, где нет кодифицированного законодательства (Саудовская Аравия), а также где он получает официальное признание (Объединенные Арабские Эмираты); как материальный источник уголовного права действует в тех странах, в кодексах которых содержатся нормы, заимствованные из шариата (Судан, Йемен). Судебная практика и доктрина не являются формальными источниками уголовного права в арабских странах: по мнению одних арабских правоведов, они являются материальными источниками права, а по мнению других - источниками толкования правовых норм.