Федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ
Вполне уместным будет вспомнить, что сложность руководства такой огромной страной, как наша Россия, очевидна, это видят и подчеркивают специалисты различных сфер государственного строительства. Для поддержания стабильности экономики и политического развития необходима жесткая централизованная система управления, основанная на авторитете Президента государства, высших должностных лиц и органов федеральной власти, а также на доверии народа, населяющего нашу Родину. За последний период (2 - 3 года) были предприняты решительные меры для усиления власти центра и создания стройной системы вертикали власти.
Во-первых, это принятие вышеназванного Федерального Закона «О разграничении предметов ведения между центром и регионами», содержащего новые принципы регулирования взаимоотношений сторон.
Во-вторых, создание семи Федеральных округов в Российской Федерации и введение института Полномочного представителя Президента РФ в каждом из этих округов, посредством которого должно быть реализовано единообразное введение и исполнение в округах, принимаемых центральным представительным законодательным органом, федеральных законов. По мнению автора, это был первый шаг к укрупнению субъектов Российской Федерации и сближению их статусов в новом качестве. Время покажет, насколько своевременным и обдуманным было такое решение, пока все ищут ответ относительно примерной структуры представительств федеральных органов. Не совсем ясно, будут ли утверждаться «окружные» органы власти, хотя, если судить по развитию названного института на Северном Кавказе, такие органы начинают осторожно создаваться. Но следует сразу же определить их полномочия во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации и федеральными структурами. В правительстве пытаются сформулировать принципы взаимодействия с новыми представительствами, разграничить полномочия. В свою очередь, президентские структуры наделяют своих полпредов все более расширяющимися исполнительными и контрольными функциями. Им поручено, по словам Л. Иванченко, создать некоторое подобие окружных правительств, разработать собственные экономические программы. Так, накануне обсуждения и принятия бюджета на 2001 год полпредами были представлены заявки на выделение инвестиций для реализации различных проектов в подконтрольных им регионах. Однако одобренный Государственной Думой Российской Федерации в 3-м чтении Закон о порядке изменения статуса регионов, а также образования новых субъектов Федерации резко ограничивает возможности центра по укрупнению регионов (имеется в виду - процедура реализации закона может длиться 1,5 - 2 года). Впрочем, и Совет Федерации также в свою очередь отклонил в июле 2001 г. поправку к закону «О милиции», позволяющую Министерству внутренних дел назначать местные милицейские кадры без согласия губернаторов.
Деятельность законодательных органов субъектов Российской Федерации ограничена их территорией. В отличие от исполнительных органов, они организационно не связаны с федеральными законодательными органами. На конституционном уровне установлена лишь одна возможность взаимодействия между федеральным законодательным органом и аналогичными органами субъектов Российской Федерации. Однако данное им право законодательной инициативы в Государственной Думе Российской Федерации используется ими весьма недостаточно. Иные правовые формы взаимодействия с властными структурами федерального уровня пока еще не выработаны. Это ослабляет законодательные органы субъектов Российской Федерации, их влияние на исполнительные органы субъектов Российской Федерации. «Здесь одна из причин того, что модель действия органов исполнительной власти на основе и во исполнение законов еще не стала доминирующей». По этой причине весьма актуальным представляется дальнейший поиск путей повышения влияния законодательных органов на исполнительные органы. Если будут созданы соответствующие механизмы, то это позволит повысить эффективность деятельности всей системы органов государственной власти. Важным шагом в этом направлении стал Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
В. И. Ефимов считает, что при подготовке закона должны работать вместе органы законодательной и исполнительной власти, что может создать элемент эффективности данного закона. С другой стороны, содружество органов законодательной и исполнительной ветвей власти в процессе правотворчества противоречит принципу разделения власти на ветви как такового, хотя между органами законодательной и исполнительной ветвей власти у субъектов Федерации есть точки соприкосновения, более того, этот процесс можно проследить, изучая законодательство субъектов Российской Федерации.
Анализ правового регулирования такого взаимодействия позволяет выделить основные формы: осуществление органами и должностными лицами исполнительной власти права законодательной инициативы; участие органов исполнительной власти в законодательном процессе; взаимное участие представителей органов исполнительной власти в деятельности законодательных органов власти и наоборот; взаимное направление друг другу принятых правовых актов; процедуры разрешения споров между ветвями власти.
На федеральном уровне подписан и опубликован Указ Президента Российской Федерации «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления» № 741 от 21июня 2001 г. По всей вероятности, Комиссия при реализации своих полномочий, может определить ряд правовых аспектов в процессе оптимизации деятельности органов законодательной и исполнительной ветвей власти в самих субъектах Российской Федерации.
Данным Указом Президента РФ упраздняется Комиссия при Президенте Российской Федерации по взаимодействию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации. Для новой Комиссии определены направления ее деятельности, а также даны определенные задания Государственному Совету Российской Федерации и Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах. Комиссия состоит из 22 человек, в т. ч. В. М. Кокова - Президента Кабардино-Балкарской Республики, А. В. Попова - Председателя Законодательного Собрания Ростовской области.
Комиссия при Президенте Российской Федерации создана в целях совершенствования законодательной основы федеративных отношений и реализации Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».