Создание и функционирование Государственного Совета РФ
Одновременно с новым порядком формирования Совета Федерации в России проходит еще один процесс: организация и функционирование нового органа государственной власти - Государственного Совета Российской Федерации. Этот вопрос до сих пор обсуждается теоретиками и практиками, однако Государственный Совет уже провел ряд своих заседаний.
Важнейшей частью реформы губернаторской должности является организация работы губернаторов и глав республик на общегосударственном уровне под руководством Президента России. Согласно Федеральному закону "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" законодательная деятельность губернаторов в Федеральном Собрании прекращается. При таком изменении в их статусе сразу встал вопрос об образовании федерального органа, который включил бы в свой состав глав регионов для координации их деятельности федеральным центром и для привлечения их к обсуждению проблем, имеющих особое государственное значение.
В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, на основании ст. 80 и ст. 85 Конституции Российской Федерации при поддержке членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Президент Российской Федерации издает Указ от 1 сентября 2000 г. № 1602 «О Государственном Совете Российской Федерации». Этим же Указом Президента Российской Федерации утверждается Положение о Государственном Совете Российской Федерации. В Положении отмечено, что Государственный Совет Российской Федерации - является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а также исполнения органами государственной власти субъектов Федерации федерального законодательства и рассмотрения по предложению Президента Российской Федерации проектов законов и указов общегосударственного уровня. Председателем Государственного Совета Российской Федерации является Президент Российской Федерации, его распоряжением обязанности секретаря Государственного Совета Российской Федерации возложены на заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
Для решения оперативных вопросов сформирован президиум Государственного Совета Российской Федерации в составе семи членов Государственного Совета. Распоряжением Президента Российской Федерации от 2 сентября 2000 г. № 393-рп был определен его первый персональный состав: В. И. Ишаев - глава администрации Хабаровского края; В. М. Кресс - глава администрации Томской области; Ю. М. Лужков - мэр Москвы; М. М. Магомедов - Председатель Государственного Совета Республики Дагестан; Л.Р. Рокецкий - губернатор Тюменской области; М. Ш. Шаймиев - Президент Республики Татарстан; В. А. Яковлев - губернатор Санкт-Петербурга.
По всей видимости, статус Государственного Совета будет совершенствоваться и претерпевать изменения и дополнения. Одним словом в него будут вноситься коррективы. Предположительно ему могут быть переданы некоторые "не законодательные функции и полномочия" Совета Федерации, например, введение чрезвычайного положения, т.к. исполнительная власть не может быть лишена возможности быстро реагировать на возникающие чрезвычайные ситуации. Вполне возможным и логичным для Государственного Совета могут стать полномочия по вопросам рассмотрения государственного устройства страны, межнациональных отношений, использования национальных богатств, стратегии экономического развития государства и возможность сообща вырабатывать рекомендации Правительству и Президенту Российской Федерации. Этот орган власти может иметь большие возможности всячески способствовать повышению качества управленческих решений, как Президента, так и правительства.
Президент Российской Федерации В. В. Путин назвал первое заседание Госсовета Российской Федерации «безусловно, важным событием в политической жизни страны». Президент Российской Федерации уверен, что Госсовет Российской Федерации должен работать как политический орган стратегического назначения. Он считает, что «Госсовет может дать вектор движения страны, но не должен подменять собой парламент и правительство».
По мнению главы государства, наиболее востребованным и подготовленным вопросом является вопрос о стратегии социально-экономического развития страны с упором на региональный аспект. По его словам, необходимо прислушаться ко всем высказываниям, которые прозвучали на заседании, в том числе и к тем, которые выражали тревогу в отношении предпринятых шагов в области государственного строительства.
Члены президиума Госсовета Российской Федерации, кроме решения организационных проблем, на первых заседаниях уже отчитываются о проделанной работе. Вызывают определенные опасения и взаимоотношения между Госсоветом Российской Федерации и Государственной Думой Российской Федерации: не станут ли эти отношения недружелюбными автоматически, смогут ли и те и другие построить новый тип отношений.
Некоторые предполагают, что Госсовет Российской Федерации может стать важной предвыборной площадкой, на которой будут раскручиваться нужные центру губернаторы накануне их выборов. Ведь члены президиума Госсовета Российской Федерации должны будут меняться каждый 6 месяцев. В сентябре 2000 года Президент России В. В. Путин своим распоряжением в соответствии с Положением о Государственном совете Российской Федерации постановил осуществить ротацию состава президиума Государственного совета Российской Федерации и утвердил новый состав президиума Государственного совета Российской Федерации.
Предположительно Госсовет Российской Федерации может стать центром политического прогнозирования. Остается вопросом - будет ли усиливаться роль Госсовета. Например, путем оформления решений Госсовета Российской Федерации в виде указов Президента, законодательных инициатив и т. д.
На основании п. 7 Положения о Государственном совете его членами являются по должности губернаторы и президенты республик в составе Российской Федерации, а значит тот управленческий опыт, который был накоплен в работе этих же персоналий в Совете Федерации, может быть использован при работе Государственного совета Российской Федерации. Важно, что губернаторы напрямую общаются с народом на своих территориях и вполне могут давать определенные советы Президенту, Правительству и Государственной Думе. Вместе с тем, Президент Российской Федерации может пригласить для работы в Государственный совет Российской Федерации бывших крупных руководителей государства, т. к. их опыт, знания, ум, управленческие навыки и умения могут и должны быть реализованы с пользой для государства при обсуждении наиболее важных вопросов государственного масштаба.
К.С. Бельский предлагает вспомнить историю и определенную часть Государственного совета Российской Федерации формировать из видных специалистов и ученых от Российской Академии наук. Академия наук России должна обладать правом предлагать кандидатуры, достойные стать членами Государственного совета Российской Федерации. Автор научной работы также предполагает, что выдающиеся ученые в различных областях знаний, обладая специфическими знаниями и имеющие определенную точку зрения по обсуждаемому вопросу, могут оказать неоценимую помощь в решении наиважнейших государственных проблем. Вполне возможны и отдельные консультации со специалистами - практиками и учеными - при подготовке материалов для вынесения Государственным Советом Российской Федерации на обсуждение. Чтобы Государственный Совет Российской Федерации не стал поддакивающим органом при Президенте Российской Федерации, следует членов совета наделить соответствующими правами (право запроса, право составлять предложения в адрес Президента Российской Федерации, Правительства и Государственной Думы).
Государственный Совет при определенных условиях может стать тем связующим звеном между властью федеральной и региональной, с помощью которого будет налажен постоянный контакт, конструктивный диалог между организационными структурами различных уровней. Достигнутые результаты будут повышать авторитет решений, принимаемых Президентом, и одновременно позволят губернаторам, главам администраций и президентам субъектов Российской Федерации оказывать определенное и главное, своевременное, воздействие на развитие событий в стране, при этом чувствуя ответственность за принятые решения. Если в стране необходимо построить работающую и реальную вертикаль исполнительной власти. то вовсе не следует бояться определенного усиления федерального центра. Создание и деятельность Государственного Совета Российской Федерации нисколько не умаляет роли губернаторов. Они не лишаются монополии на исполнительную власть в своих регионах. Губернаторы играют важную политическую роль на федеральном уровне, т. к. являются членами федерального органа - Государственного Совета, несмотря на то, что они перестают быть законодателями, (что, на наш взгляд, правильно), но остаются соратниками и помощниками Президента в решении самых важных государственных проблем, а иначе и быть не может. Государственная власть в стране едина, и цели у нее одни.