Правовой статус главы администрации субъекта РФ. Компетенция
Согласно Положению о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года, глава администрации (губернатор) является высшим должностным лицом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и руководит органами исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. В настоящее время глава исполнительной власти субъекта Федерации является только выборной должностью.
Например, Ставропольский край: Устав (Основной закон) Ставропольского края был принят 12.10.1994 г. № 6-кз. Несколько позже принят Закон Ставропольского края «О системе органов государственной власти Ставропольского края» от 31.07. 1996 г. № 15-кз. За ними следует Закон Ставропольского края «О губернаторе Ставропольского края», принятый Государственной Думой Ставропольского края 25 декабря 1998 г. № 186-II. И только после этого, 22 сентября 1999 года, принимается Государственной Думой Закон Российской Федерации « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Совершенно ясно, что последний названный нормативный акт является основополагающим, принципиально важным для законодателей регионов. В Государственной Думе Ставропольского края вынашивается предложение по иному механизму нормотворчества на уровне федерации и в регионах: предложение сводится к тому, чтобы законопроекты создавались и обсуждались одновременно и в субъекте, и в федерации в случае необходимости создания законов по совместным предметам ведения.
На наш взгляд, можно усмотреть три варианта развития взаимоотношений Федеральных округов и субъектов Российской Федерации. Первый - уменьшить число субъектов РФ посредством их некоторого укрупнения за счет мелких до 45 - 50 с тем, чтобы облегчить участь Полномочным представителям Президента Российской Федерации в деятельности Федеральных округов. Второй - оставить семь округов с Полномочными представителями Президента Российской Федерации во главе, предоставив им материальные и административные полномочия, которыми обладают нынешние губернаторы. А губернаторам оставить определенный круг, возможно, только хозяйственных, полномочий на территории субъектов Федерации, таким образом понизив их статус и подчинив их по вертикали Полномочным представителям Президента Российской Федерации как генералам-губернаторам. Третий - оставить все 89 субъектов Российской Федерации, назначать в них глав администраций и установить институт освобождения от должности последних как прочих государственных служащих, разработав стройную систему конституционной ответственности и соответствующие виды наказаний за должностные проступки и преступления, за деятельность, направленную на нарушение интересов проживающего населения края или области, за несоблюдение конституционных прав и свобод граждан.
На наш взгляд, самим губернаторам следует серьезно работать над собой в теоретическом, психологическом, правовом и человеческом плане, создавая для себя стереотипы взаимоотношений с коллегами, с представителями других ветвей власти в субъекте, разрабатывать и применять новые методы руководства подчиненными, строить новые отношения с федеральными структурами власти, помня о единстве, понимании, патриотизме и ответственности перед будущими поколениями за содеянное.
Согласно Уставу Краснодарского края, исполнительную власть в крае осуществляют администрация края и территориальные органы федеральной исполнительной власти. Администрация края состоит из главы администрации - губернатора края, его первых заместителей, заместителей и структурных подразделений администрации края. Однако интересно следующее положение Устава края, где сказано, что в "составе администрации края могут создаваться коллегиальные органы (правительство края, коллегия и другие)». Отсюда следует сделать вывод о том, что единообразного понимания администрации и правительства в крае нет, т. к. правительство может быть создано как коллегиальный орган внутри администрации края. Компетенция администрации края определяется законодательством Российской Федерации, Уставом края и иными законами края. Администрация края в своей деятельности подконтрольна Законодательному Собранию края и вышестоящим органам исполнительной власти Российской Федерации (что указывает на наличие вертикали власти) в пределах их компетенции. Это основывается на том, что структура администрации края утверждается Законодательным Собранием края по представлению главы администрации (губернатора) края. При этом заместители главы администрации (губернатора) края назначаются главой администрации (губернатора) края по согласованию с Законодательным Собранием края. Администрация края является юридическим лицом.