Продукт – это результат труда, и в то же время – средство удовлетворения потребности. Это позволяет определить продукт как результат труда, созданный ради удовлетворения потребности. Охарактеризовать способность продукта удовлетворять какую-либо потребность - значит оценить его потребительские качества, потребительную стоимость (содержательную сторону продукта).
Однако сделать это применительно к продуктам отрасли культуры достаточно сложно в связи с тем, что само понятие «культура» имеет множество смыслов, основными из которых являются:
− абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;
− обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.; в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация;
− абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;
− абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности1.
Используя последний из перечисленных смыслов, мы будем рассматривать культуру как сферу художественной (культурной)[1] деятельности, как ту отрасль экономики, где создаются, обмениваются, доводятся до потребителя культурные продукты. Критерий художественности позволит установить границы отрасли культуры и её место в общей системе отраслей экономики.
Продукты культуры – культурные блага[2] – создаются с целью удовлетворения потребностей в художественной (культурной) деятельности.
Удовлетворение её может быть организовано самим потребителем в виде собирания и чтения книг домашней библиотеки, домашнего музицирования, организации домашних вечеров, видео- и аудиотек, просмотра телепередач и т.д. Эта форма художественной, культурной деятельности в последнее время развивается особенно динамично благодаря быстрому распространению коммуникационных и информационных технологий. Она является существенным фактором развития экономики в целом в связи с тем, что спрос на предметы культурного потребления (телевизоры, аудио-, видеотехнику, книги и т.п.) со стороны домохозяйств составляет быстрорастущий сектор совокупного спроса. Однако при определении отраслевых границ общественного производства этот вид культурной деятельности домохозяйств не учитывается. В отрасль культуры включают только общественно-организованное потребление благ культуры, т.е. удовлетворение потребностей в культурной деятельности, которое организуется производителями (индивидуальными или организациями), ориентированными на рынок. Это значительно сужает представления о масштабах отрасли.
Известно, что в основе разнообразных видов культурных благ – произведений живописи, литературы, музыки, сценического искусства, кинематографии и др. – лежит система художественных образов.
Художественный образ – это мысль, идея, представление, выраженное в конкретно-чувственной форме. Это специфическая форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств автора произведения. Художественный образ является тем кирпичиком, из которого строится произведение (культурное благо). Художественный образ рождается в воображении автора, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, пантомимической, словесной) и воссоздается воображением зрителя, слушателя, читателя.
В авторском праве созданные автором образы именуются внутренней формой произведения. Именно она является результатом творческой деятельности, отражением индивидуальности творца, новизны произведения, именно она охраняется авторским правом как объект интеллектуальной собственности.
Блага, создаваемые в отрасли культуры, объединяет именно это свойство – наличие внутренней образной формы, обращенной к эмоциональному, художественному восприятию. Блага культуры – театральный спектакль или лекция в планетарии, экспозиция зоопарка или обучение в музыкальной школе, посещение парка культуры и отдыха или памятник архитектуры – создаются на основе законов художественного творчества и по этим законам могут быть оценены. Они обращены не к миру рационального, а к миру эмоций, переживаний. Одни культурные блага имеют в своей основе вновь созданные художественные образы, новую образную форму. Такие продукты создают организации искусства (театры, киностудии, филармонии, цирки) и индивидуальные производители: художники, скульпторы, писатели. Другие культурные блага производятся на основе использования ранее созданных художественных образов, ранее найденной образной формы. Они служат ее сохранению и распространению. Эти продукты производят культурно-просветительские организации и индивидуальные производители. Так, массовые библиотеки, музеи, архивы сохраняют ранее созданные произведения литературы и искусства, их образную форму; клубные учреждения, парки культуры, планетарии, зоопарки используют ее в технологии производства своих продуктов; кинотеатры доводят новую образную форму (кинофильм) до потребителя. Все они образовывают и информируют, служат средством общения и развлечения, но прежде всего они художественно развивают, совершенствуют художественное восприятие, являются источником эстетического удовольствия и наслаждения.
Художественные образы составляют содержание культурного блага, его внутреннюю форму. Внешней формой культурного блага может быть вещь (примерами благ в такой сфере являются скульптура, картина, рукопись, ювелирное украшение, архитектурное здание, фотография) или живой труд (спектакль, концерт, выдача книги, экскурсия – примеры того, как удовлетворение потребности зрителя, читателя, посетителя происходит в процессе труда актера, музыканта, библиотекаря, экскурсовода).
Помимо внутренней образной формы многочисленным видам культурных благ свойственны следующие общие черты:
- отсутствие объективных критериев качества культурных продуктов в отличие от продуктов материального производства. У последних конкретные свойства и показатели качества (калорийность пищи, мощность двигателя, объем памяти винчестера, разрешение матрицы фотоаппарата) описываются и фиксируются в стандартах качества и выражаются в цене (разное качество – разная цена);
- неизмеримость качества культурного продукта, что является следствием названного выше свойства. В отличие от измеряемых показателей качества материальных продуктов, у культурных благ нет измерителей качества. Чтобы судить о нём часто используют косвенное измерение. Например, зрительская оценка – «хороший спектакль» – это косвенная, порой неосознанная оценка зрителями профессиональной работы режиссера и актеров, технологичности сценического оборудования, рациональности организации театрального производства;
- высокая дифференциация качества1. Культурные блага создаются трудом, имеющим в значительной мере творческий характер, основные черты которого – уникальностьи невоспроизводимость. Самая точная копия картины, выполненная художником, становится самоценным произведением. Каждый театральный спектакль – штучный продукт, отличающийся по своим качественным характеристикам (игре актеров, атмосфере их взаимодействия со зрителями, режиссуре) от одноименных театральных продуктов. Невозможность точного повторения, невоспроизводимость качества культурных благ порождает другую их черту:
- неопределенность результатов потребления культурных благ: перед началом спектакля ни труппа, ни зрители не знают, каким будет результат их взаимодействия. Социально-экономические процессы, и в том числе культурная деятельность, являются вероятностными по своему характеру, а результат их, по выражению К. Маркса, всегда гадателен. Одна из причин этого названа выше – невоспроизводимость, уникальность самих культурных благ. Другая причина связана с тем, что предметом труда, совершаемого в отраслях культуры, является человек, потребитель. Результат «культурного производства» будет зависеть в значительной мере от его интеллектуального и эмоционального уровня, т.е. от факторов, не имеющих непосредственного отношения к культурному производству, причем, чем более развит и образован «предмет культурного воздействия», тем шире круг возможных вариантов его реакции, а следовательно, степени удовлетворения его потребности;
- использование в производстве продукции наиболее редкого экономического ресурса – творческих, интеллектуальных способностей работника. Их естественная производительная сила позволяет создавать оригинальные, уникальные культурные блага. Владение этой естественной силой, по выражению К. Маркса, составляет монополию в руках владельца и дает возможность извлекать дополнительный доход. Государство и общество, заинтересованные в производстве уникальных культурных благ, поддерживают эту монополию и условия извлечения монопольной прибыли, обеспечивая правовую, экономическую и общественную защиту авторских прав;
- многогранность и комплексность воздействия на потребителя. Помимо эстетического наслаждения и эстетического развития, потребление культурных благ образовывает, социализирует личность, является средством рекреации. Невозможность установления меры того или иного воздействия создает определенные сложности при установлении организационно-административных границ отрасли культуры: так, детские музыкальные школы длительный период времени являются предметом административных споров за право управления между муниципальными органами образования и органами культуры. Эта же причина осложняет определение уровня эффективности отрасли;
- потребность в культурных благах не является жизненно важной, поддерживающей физиологическую основу жизни потребителя. В иерархии потребностей культурные, как и другие духовные потребности, являются вторичными по отношению к базовым, физиологическим. Они не мотивируют поведение человека, если хотя бы частично не удовлетворены базовые потребности. Это свойство в значительной мере определяет главные особенности экономики культуры: значительный сектор государственного участия, ограниченность финансовых средств и остаточный метод финансирования, низкий средний уровень заработной платы работников, сдержанная динамика цен на продукты культуры и др.;
- в потреблении благ культуры отсутствует прямая экономическая выгода. Другие нематериальные потребности, например потребность в образовании и поддержании здоровья, стимулируются в значительной мере тем, что рост квалификации, достигаемый с помощью услуг образования, дает возможность повысить оплату труда, а с помощью услуг здравоохранения, спорта, физкультуры можно увеличить производительность и интенсивность труда, что также косвенно приводит к росту его оплаты;
- существенное значение в потреблении благ культуры играет фактор времени. Речь идет, во-первых, о временной неравномерности спроса на культурные блага (колебание их по времени суток и времени года), что вызывает определенные технологические и экономические сложности при организации деятельности и требует адекватной системы организационных мер: дифференциации цен в зависимости от времени суток и сезона, использования временных работников и совместителей. Во-вторых, существует значительный временной лаг (промежуток) между моментами потребления блага (моментом производства затрат на культурное благо) и получения эффекта от этого потребления. Речь идет не только о непосредственном эффекте, который выражается в количестве посетителей организации и мероприятия, а прежде всего о конечном эффекте культурного потребления - росте уровня культуры потребителей. Этот разрыв во времени, а также методологические трудности определения уровня культуры как оценочного показателя, делают сложным расчет эффективности культуры как экономической системы и обоснование размеров бюджетной потребности отрасли.