Понятие общества является сложным. Существуют различные подходы к определению данного понятия.
В целом можно сказать, что общество представляет собой определённую совокупность людей, проживающих на Земле и находящихся в определённых связях и отношениях. Общество в философском осмысление предстаёт как целостная система. Что же понимают под целостной системой? Выделяют два основных вида систем: целостные и суммативные.
Суммативные системы - это малосвязанные системы (куча камней над дорогой, толпа прохожих людей) и т. д. Целостные системы - возникают тогда, когда между частями и элементами системы возникают системообразующие связи, т. е. когда все части и элементы выполняют те или иные функции, направленные на сохранение данной целостности, поддержания её динамического равновесного состоянии. Причём эти функции контролируются, управляются целостностью. Общество является целостной системой потому, что все его составные части и структурные подразделения выполняют функции, направленные на сохранение данной общественной целостности и эти функции контролируются и регулируются сложившейся целостной структурой.
Общество является сложной многосвязанной системой. В массовых действиях трудно оценивать общественные события только по отдельным связям. Оценивать приходится по определённой сумме связей, возникающих между людьми, по какому-то свойству. Суммарный эффект связей по какому-либо свойству в науке обозначают отношением.
Общественные отношения - это суммарный эффект определённых общественных связей по какому-либо общественному свойству. Например, отношения обмена товаров представляют собой эффект множества конкретных связей, в которые вступают конкретные люди на рынке: одни - в качестве продавцов, другие - в качестве покупателей. Происходит обмен товарами. Продавец даёт покупателю свой товар, покупатель отдаёт деньги, но деньги - это тоже товар, который называют всеобщим эквивалентом. В качестве денег выступает такой товар, который обменивается на все другие товары. Таким товаром выступает золото.
Политическое отношение складывается из суммы таких политических взаимодействий и связей, которые возникают между отдельными депутатами, между парламентом и президентом и т. д. В обществе существуют различные виды отношений: экономические, политические, нравственные, религиозные, семейно-бытовые и др. Вся совокупность общественных отношений, присутствующих в обществе, образует общественную структуру.
Общественная структура включает в себя отношения, которые возникают между отдельными людьми, различными социальными группами, между различными общественными и политическими объединениями и организациями, между различными социальными общностями (родом, племенем, нацией, народностями), а также между отдельными сторонами общественной жизни. В структуре общества выделяют пять основных сфер жизни: 1) экономическая сфера; 2) политическая сфера; 3) сфера социально-классовых отношений; 4) сфера семейно-бытовых отношений; 5) сфера духовной жизни.
Все сферы жизни находятся в постоянной взаимосвязи, носящей причинный и закономерный характер. Изменения в одной сфере оказывают непосредственное воздействие на все другие сферы, но основу всех сфер жизни и общества в целом составляет сфера экономической жизни.
Каждая из сфер жизни изучается различными общественными науками. Сфера политической жизни - политологией; сфера экономической жизни - экономикой; сфера семейно-бытовых отношений - различными учениями о семье, быте. Сфера духовной жизни изучается множеством частных наук - теорией живописи, литературой, культурологией и др. Все сферы жизни попадают в поле зрения науки социологии. История изучает целостное общество во взаимосвязи всех сфер, но в хронологическом порядке, в той последовательности, как совершаются исторические события во времени. Философия же рассматривает общество как целостную систему, с учётом общих закономерностей, по которым осуществляется общественное развитие. Философия изучает отдельные сферы жизни общества с точки зрения того, каким общим закономерностям подчиняются эти сферы жизни, какое влияние они оказывают друг на друга и какую роль играют в развитии целостного общества. В поле зрения философии попадают причины, вызывающие общественное саморазвитие, его движущие силы.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Основные сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная
Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества.
Экономическая жизнь общества связана непосредственно с материальным производством. Материальное производство составляет основу жизни общества в целом. В экономической сфере жизни можно выделить три структурных уровня: субстанциональный, уровень экономических отношений, экономическое сознание. Субстанциональный уровень связан непосредственно с характером материального производства. На различных исторических этапах характер материального производства различный. В современном мире материальное производство является многоотраслевым. В первобытнообщинном строе существовала только одна отрасль - это занятие охотой, рыболовством, собирательством плодов, трав. Экономическая жизнь современного общества включает в себя: различные отрасли производства, такие как производство сельскохозяйственной продукции, промышленные предприятия, различные торговые организации, связанные с распределением материальных благ. С появлением денег появляются такие финансовые организации, как банки. На основе этих организаций формируются экономические отношения, составляющие структуру экономической жизни. Основу экономической жизни общества составляет способ производства.
Способ производства - это то, каким образом люди производят, распределяют и потребляют материальные блага. Способ производства включает в себя 2 стороны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы включают в себя личностный фактор и вещественные компоненты.
Личностный фактор - это люди, производящие материальное благо, обладающие соответствующими знаниями, умениями навыками. Вещественными компонентами являются средства производства, они включают в себя предметы труда (это то, на что направлен труд) и средства труда.
Производственные отношения - это отношения, которые возникают между людьми в процессе непосредственного производства материальных благ. Это отношения между владельцами средств производства, между управляющими и инженерно-техническими работниками, между рабочими и владельцами средств производства и т. д.
Отношения собственности - это отношение людей к средствам производства. Характер этих отношений зависит от формы собственности. Исторически существовали различные формы собственности с различной степенью обобщенности. Выделяют частную собственность и различные виды общей собственности: коллективная, групповая, акционерная, общинная и общностная (родоплеменная, народностная, национальная и общества в целом).
Экономическое сознание включает в себя представления об экономических отношениях и характере материального производства на уровне обыденного сознания и теоретического сознания. На уровне обыденного сознания складывается представление о материальном производстве и экономических отношениях, исходя из условий непосредственной практической жизни людей. На уровне теоретическом формируются различные учения об экономической жизни общества.
В рамках диалектико-материалистической философии выделяют два основных закона: закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил; закон определяющей роли способа производства по отношению к общественной структуре. Первый из этих законов указывает на характер развития способа производства. Сущность данного закона проявляется в диалектике взаимосвязи производственных отношений и производительных сил общества.
В способе производства активной составляющей являются производительные силы. Исторически они постоянно изменяются. Исходной точкой к их изменению являются изменения во взаимосвязи человека и средства производства, а эта взаимосвязь изменяется с изменением социальных качеств людей и средств производства. Постоянным импульсом подобных изменений являются противоречия между потребностями, интересами людей и способом их удовлетворения.
Чтобы обеспечить себя необходимыми благами, люди вынуждены трудиться, заниматься производством. Потребности и интересы людей заставляют их постоянно искать надёжные способы получения благ. Им приходиться вовлекать в производство новые орудия труда, создавать технологические процессы, различные способы трудовой деятельности, т. е. постоянно видоизменять средства производства.
Новые средства производства оказывают непосредственное воздействие на самого человека. Совершенствуются трудовые, производственные навыки самих людей, они приобретают соответствующие научно-технические знания, расширяются их производственные возможности, приобретаются новые профессии, новые виды производственной деятельности.
Таким образом, производительные силы общества постоянно изменяются, обновляются. Производственные отношения менее подвижны, они консервативны, поэтому отстают от развития производительных сил. В силу этого во взаимосвязи производственных отношений и производительных сил проявляется действие закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Сущность закона такова: с появлением общества установившиеся производственные отношения в начале соответствуют производительным силам, способствуют их развитию, затем, когда производительные силы обновляются, производственные отношения стареют, становятся тормозом на пути развития производительных сил, наступает необходимость в их замене. И они заменяются на более новые производственные отношения, которые в начале соответствуют новым производительным силам и способствую их развитию. При этом происходит замена старого способа производства новым.
Но по мере дальнейшего развития производительных сил и их обновления производственные отношения стареют, становятся тормозом на пути обновлённых производительных сил, наступает необходимость в их замене, они заменяются на новые производственные отношения, соответствующие новым производительным силам. При этом снова на место старого способа производства устанавливается новый.
Таким образом, происходит постоянная замена старого способа производства новым (т. е. постоянное обновление способа производства).
При каждой замене старого способа производства новым происходят качественные изменения в сфере экономической жизни. Старая экономическая структура заменяется новой экономической структурой.
Сущность закона определяющей роли способа производства по отношению к общественной структуре в том, что при замене старого способа производства новым происходит качественное изменение общественной структуры, на место старой общественной структуры устанавливается новая общественная структура.
В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества.
В основе социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношения собственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри него социальную структуру.
Сфера социально-классовых отношений включает в себя 3 компонента: 1) различные социальные группы, социальные слои (интеллигенция, священнослужители, жреческие касты и т. д.), классы, социальные общности (род, племя, народность, нация); 2) система отношений между социальными группами, слоями, классами, нациями и др. социальными общностями; 3) социально-классовое и национальное сознание, т. е. отражение существующих социально-классовых и национальных отношений на уровне обыденного сознания и теоретического. Структура сферы социально-классовых отношений исторически изменялась.
В первобытнообщинном строе социальная структура была однородной. Это означает, что различия между людьми были только по полу и возрасту. Не было различий по социальному положению, не существовало социальных слоёв и классов. Социальной общностью являлись род и племя.
Род - коллектив кровных родственников, ведущих своё происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя. Род имел общий язык, общую родовую культуру, общие традиции. Несколько родов, проживающих совместно, составляли племя.
Племя - это такая общность, которая характеризуется общим языком, общей племенной культурой, племенными традициями, общими обычаями и культами, общностью территории.
В рабовладельческом обществе сформировалось социально-неоднородное общество. Наряду с различием по полу и возрасту существовало различие по социальному положению. Выделялись два основных класса: рабы, рабовладельцы. Существовали крестьяне-общинники, ремесленники в городах, купцы, священнослужители, появился слой интеллигенции (философы, учителя). Сформировалась новая социальная общность - народность.
В целом народность - исторически сложившаяся языковая, территориальная и культурная общность людей, возникающая путём смешения племён в результате заключения союзов, завоеваний, переселений и т. п.
В феодальном обществе произошло изменение в социальной структуре. Появились такие основные классы, как феодалы и крепостные крестьяне. В начале и в конце существования феодального общества выделился слой свободных крестьян-общинников, в городах - ремесленники, купцы, священнослужители, интеллигенция (учителя, преподаватели университетов).
В капиталистическом обществе сложилась своя соответствующая неоднородная структура общества. В качестве основных классов выделялись буржуазия, пролетариат (рабочие, лишённые средств к существованию, и вынужденные продавать свою рабочую силу).
Впервые определения классам дал В. И. Ленин в работе «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства».
В буржуазном обществе сформировалась новая историческая общность людей - нация.
Нация - исторически сложившаяся общность людей, которая возникает в период становления капитализма на основе общности экономической жизни, психологии, языка, бытовых и культурных традиций, религиозных верований. В отличие от народности, здесь на передний план выходит единство экономической жизни.
К числу духовных признаков нации относится развитое национальное самосознание, приверженность к национальным ценностям, чувство патриотизма.
Важной стороной функционирования социальной структуры общества является социальная мобильность. Речь идет о переходе людей из одних социальных групп и слоев в другие. Так, например, когда крестьянин переезжает в город и становится рабочим завода, он переходит не только из сельского слоя общества в городской, но становится представителем другого класса и профессиональной группы. Социальное положение меняется и тогда, когда, скажем, дети рабочих и крестьян становятся интеллигентами, а дети интеллигентов - предпринимателями, или же когда предприниматель становится профессиональным политиком.
Изучение социальной мобильности имеет государственное значение. Необходимо иметь полные представления о происходящих в обществе социальных перемещениях, знать их причины и основные направления, чтобы контролировать эти процессы, сознательно воздействовать на них в интересах сохранения не только целесообразной социальной динамики, но и стабильности общества.
Большую роль в жизни общества играет формирующаяся внутри него политическая система. Она направлена на регулирование существующих в нем политических отношений и происходящих политических процессов.
Политическая система общества представляет собой совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, она направлена на осуществление политических интересов классов, других социальных групп, а также национальных общностей. Их политические интересы представляют собой проявление существующих в обществе политических отношений и направлены на решение проблем политической власти: ее завоевание, осуществление и защиту, а также на реализацию политических прав и свобод граждан.
Данные интересы реализуются посредством тех или иных элементов политической системы. К ним относятся: государственные органы законодательной и исполнительной власти; армия, правоохранительные органы, прежде всего суд, прокуратура, милиция или полиция; государственный арбитраж; политические партии и движения; общественные организации: профсоюзные, молодежные и др., защищающие интересы определенных социальных и профессиональных групп, в том числе их политические интересы, связанные с реализацией их политических прав и свобод. Все эти государственные органы, другие политические учреждения и организации взаимодействуют между собой и образуют более или менее целостную политическую систему.
К наиболее важным институтам политической системы общества можно отнести институты политической власти, права и идеологии. Это некие узловые механизмы функционирования политического строя общества, которые должны обеспечивать его стабильность и развитие. Они проявляются в деятельности отдельных органов государственной законодательной и исполнительной власти: парламента, правительства, местных органов власти, правоохранительных органов, а также в деятельности политических партий, движений и средств массовой информации, прежде всего печати, радио и телевидения.
Сфера политической жизни включает в себя: политическую систему; политические отношения, политическое и правовое сознание. Политика (др. греч. - дела государства) - это обусловленная интересами определённых социальных групп форма деятельности, направленная на защиту и утверждение их интересов.
Политическая система включает в себя различные политические организации. Главной политической организацией является государство.
Понятие «государство» различно в различных философских системах. Так, Платон и Аристотель рассматривали государство как индивидуальную целостность и нравственную общность людей. Г. Гегель полагал, что государство положено извне абсолютной идеей. Т. Гоббс считал, что государство возникает на основе общественного договора по согласию людей для согласования отношений между людьми. Вл. Соловьёв определял государство как организованную жалость. К. Маркс и Ф. Энгельс дают своё понимание государства как аппарата силы для подавления господствующим классом желания и воли эксплуатируемого населения. Такая пестрота воззрений на государство свидетельствует о том, что последовательно научно не продуман ответ на вопрос о его сущности.
Государство существовало не всегда. Оно - результат исторического развития общества, его закономерной дифференциации на различные социальные группы, результат прогрессирующего развития производительных сил, сопровождавшегося выделением различных видов труда и образованием института собственности. Термин «государство» ввёл Н. Макиавелли.
Этот термин означает общее понятие государства независимо от конкретных форм государственного устройства. В целом, государство - это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти: законодательной, исполнительной, судебной, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогресса.
Кроме того, в политическую систему включаются различные политические объединения и партии. Политическая система общества в процессе исторического развития изменялась. Она возникла с возникновением первого классового общества - рабовладельческого. Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделил три основных признака государства: наличие публичной власти; наличие налогов, предназначенных для содержания аппарата власти и решения социальных задач государства; территориальный признак, действие государственной власти на определённой территории.
Государство состоит из следующих органов: органы власти - законодательные и исполнительные, центральные и периферийные; армия; полиция, милиция, органы госбезопасности; суды, прокуратура, тюрьмы; различный чиновничий аппарат (налоговый, отдел народного образования, здравоохранения и др.). В частности, в соответствии с конституцией Российское государство имеет следующую структуру: центральные органы власти (законодательный орган власти - Федеральное собрание, нижняя палата - Государственная дума, верхняя палата - Совет Федерации; исполнительный орган власти - правительство во главе с председателем правительства); периферийные органы власти (Республиканское или областное народное собрание, правительство республики или области во главе с председателем); судебные органы, от центральных до периферийных, включают в себя прокуратуру, судей, адвокатов, тюрьмы; армия, органы госбезопасности, милиция, ФСБ.
Выделяют две основные формы правления государства:
- республиканская (государственные должности избираемые);
- монархическая (власть одного человека, передаётся по наследству).
К формам государственного устройства относится простое (унитарное) государство и сложное (федеративное), состоящие из нескольких республик или штатов. Политический режим характеризует государство в связи с методами осуществления тем или иным классом своего господства. По этому признаку различают государства демократические, тоталитарные, авторитарные, диктаторские. Демократия (греч. demos - народ и kratos - сила, власть) - одна из форм власти, характеризующаяся официальным провозглашением принципа подчинения меньшинства большинству и признанием свободы и равноправия граждан. Демократическое государство представляет собой такую структуру, при которой все государственные должности избираются и отчитываются перед своими избирателями. К недемократическим режимам относится авторитарный (от лат. autoritas - власть, влияние), базирующийся на антиправовой концепции и практике властвования. К историческим формам такого режима относятся азиатские деспотии, тиранические режимы древности, абсолютистские режимы средневековья, Нового времени, а также военно-полицейские и фашистские режимы. Такого рода режимы именуются также тоталитарными (от лат. totalitas - цельность, полнота). При тоталитарных режимах власть основывается на однопартийной системе и все пронизывающей, навязанной сверху идеологии. Тоталитарный режим характеризуется тем, что государство контролирует отношения во всех структурных организациях общества. Сам термин «тоталитаризм» ввёл Б. Муссолини для характеристики руководимого им движения и режима. Крайней формой тоталитаризма является фашизм (от лат. fascismo, fasio - пучок, связка, объединение) - это открыто террористическая диктатура, направленная на подавление всех демократических свобод и прогрессивных общественных движений, осуществление насилия над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину, включающую систему массовых организаций и разветвлённый аппарат идеологического воздействия, дополняемый системой массового террора. Диктатура - это власть какой-то группы людей над населением страны, узаконенная конституционной формой.
Подводя итог по теме, отметим, что общество в философском осмыслении представляет собой целостную систему, имеющую определённую структуру, в которой выделяются следующие сферы: экономическая, политическая, социальная, семейно-бытовая, духовная. Все сферы взаимосвязаны, но основу общества составляет экономическая сфера жизни. Источники самодвижения общества заключены, прежде всего, в сфере экономической жизни, в основном противоречии между потребностями и интересами людей и способом удовлетворения этих потребностей и интересов.