Онтологическая природа права и категории правовой реальности
На первый взгляд может показаться, что онтологические вопросы права весьма далеки от тех, которые обычно решают юристы-практики и юристы-теоретики. Тем не менее, они содержат онтологический момент. За любым вопросом о том, что является правом в каждом конкретном случае, стоит фундаментальный вопрос: «Что есть право как таковое?». Данный вопрос имеет философский характер, о чем свидетельствует его «вечность и «неразрешимость». В этой связи вспомним известные слова Иммануила Канта: «Юристы до сих пор ищут свое понятие права». Право, таким образом, предстает перед нами как своеобразный неопознанный объект. Сложнейший вопрос о природе права трансформируется в вопрос о том, что значит «быть» для права вообще, то есть где локализуется право: во внешнем мире или исключительно в человеческом опыте? Другими словами: к какому типу реальности оно принадлежит? Для того чтобы человеку ориентироваться в той или иной сфере, он должен исходить из ощущения реальности этой сферы. Это ощущение приходит как через теоретическое описание данной сферы, так и через практический опыт, оно помогает осмыслить, понять, что происходит с данным объектом и что надо делать. Вопрос о специфике правовой реальности в онтологической структуре права является основным вопросом правовой онтологии, поскольку является модификацией основного вопроса философии. По отношению к праву - это вопрос о том, почему существует право как некое бытие, отличное от других, и как оно возможно?
Концепция правовой реальности («картина мира права») должна задаваться образом права, представленным в существующем правосознании. Она складывается из взаимодействия следующих моментов:
а) теорий различного уровня, а том числе и философского, а также правовой идеологии, включая ее воплощение в действующей конституции;
б) нормативных документов, принадлежащих к различным уровням правового регулирования;
в) обыденного опыта, имеющего дело с проявлениями правовой жизни - правонарушениями, практикой соблюдения прав человека и соглашений и т.д., и позволяет строить гипотезы, версии и ощущать, что представленное в них произошло и происходит на самом деле.
Под правовой реальностью различают «широкий» и «узкий» смыслы этого понятия. В первом случае под правовой реальностью понимается всю совокупность правовых феноменов: правовых норм, институтов, наличных правоотношений, правовых концепций, явлений правового менталитета и т. п. Во втором случае (то есть в узком смысле) имеются в виду только базовые правовые реалии, по отношению к которым все остальные правовые феномены оказываются производными и тогда под правовой реальностью в различных направлениях и научных школах принято понимать или правовые нормы (нормативизм), или правоотношения (социологическое направление), или правовые «эмоции» (психологическое направление). Также к базисным феноменам относятся установленные государственной властью нормы права (позитивизм), объективные общественные отношения (объективизм), идея, или смысл права (субъективизм), идеальное взаимодействие субъектов, объективируемое в языке (интерсубъективность). Хотя «широкий» и «узкий» смыслы понятия «правовая реальность» и различаются, их все же не следует абсолютно противопоставлять, поскольку общая картина правовой реальности будет зависеть от того, что принять в качестве базисного феномена: Поэтому более перспективной, очевидно, является интегральная концепция правовой реальности, под которой понимается мир права, который конструируется из правых феноменов, упорядоченных в зависимости от отношения к базисному феномену, или «первореальности» права. Правовая реальность не представляет какую-то субстанциональную часть реальности, а является способом организации и интерпретации определенных аспектов социальной жизни, бытия человека. Но этот способ настолько существенен, что при его отсутствии распадается сам человеческий мир. Поэтому мы представляем его как реально существующий. Уже в этом обнаруживается отличие бытия права от бытия собственно социальных объектов. Ибо мир права - это мир долженствования, а не существования. Таким образом, правовая реальность представляет собой особый мир, автономную область человеческого бытия, имеющую свою собственную логику и закономерности, с которыми нельзя не считаться. Смысл проблемы правовой реальности заключается в выяснении того, что есть право.