Проводимая государственными органами управления фискальная политика влияет на всех макроэкономических агентов.
Государственный бюджет - это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке. Иными словами это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда. Бюджет в государствах с федеративным устройством строится по принципу фискального федерализм
Основными статьями расходов государственного бюджета являются расходы на оборону, на финансирование государственных программ и инвестиций, социально-культурные нужды (в том числе, трансфертные платежи), на обслуживание государственного долга и другие.
Основная статья доходов - налоги, а так же неналоговые поступления. К ним относятся доходы от государственной собственности, от государственной торговли и займы. Если расходы правительства равны его доходам, то бюджет называется сбалансированным. Однако в большинстве стран, в том числе и в России, расходы правительства намного превышают его доходы.
Величина, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы, называется дефицитом. Наиболее оптимальным способом покрытия бюджетного дефицита является выпуск и продажа государственных облигаций.
Величина, на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом. Бюджетный дефицит может быть заранее запланирован, что должно быть отражено в проекте подготовленного бюджета, или по тем или иным причинам может возникнуть в ходе его реализации. И эту разницу, как правило, необходимо покрывать за счет дополнительных ресурсов. Общая сумма накопленных за все годы бюджетных дефицитов составляет государственный долг. Различают внутренний и внешний государственный долг. Уровень государственной задолженности в целом, как правило, определяется в процентном отношении к ее валовому внутреннему продукту. Пути решения проблемы внешнего долга - это его реструктуризация, отсрочка платежей и новые иностранные займы. В то же время многие иностранные государства и страны-члены СНГ, в свою очередь, должны России. К сожалению, следует констатировать, что основную часть этого долга вернуть вряд ли удастся.
Бюджетная политика и проблемы государственного долга тесно взаимосвязаны с фискальной (бюджетно-финансовой) политикой, которая предполагает манипулирование государственным бюджетом, включая правительственные доходы и расходы. Целью ее является стимулирование развития производства, занятости, а также снижение инфляции.
Существует два типа фискальной политики.
Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей.
Недискреционная фискальная политика - это автоматическое изменение налогов и государственных расходов, вызываемое переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ.
Основным инструментом недискреционной фискальной политики служат встроенные стабилизаторы: пособия по безработице, пособия по бедности, пропорциональный подоходный налог, которые воздействуют на увеличение или сокращение дефицита государственного бюджета в зависимости от состояния экономики. Например, в условиях кризиса доходы населения и предприятий падают, а значит, пропорциональные налоги (в том числе подоходный налог с физических лиц) взимаются по более низким ставкам и поступления в государственный бюджет автоматически сокращаются. И наоборот, в условиях экономического подъема доходы граждан и предприятий растут, пропорциональные налоги взимаются по более высоким ставкам. Следовательно, автоматически увеличивается сумма налоговых поступлений в бюджет.
Встроенные стабилизаторы направлены на преодоление возможного спада производства и отрицательных последствий инфляции, но без необходимости принятия каких-либо конкретных мер со стороны политиков. Встроенная стабильность налоговой системы и пособий, устанавливаемых в процентах от прежнего заработка, смягчает тяжесть экономических колебаний, хотя и не способна полностью скорректировать нежелательные последствия циклического развития экономики.
Эффективность фискальной политики на практике может снижаться в результате ее временного запаздывания по отношению к потребностям конкретной экономической ситуации, что может быть обусловлено внешнеэкономическими факторами (сокращением' возможностей наращивания экспорта товаров, изменениями в валютном курсе).
Важно выяснить не только характер воздействия фискальной политики на экономику, но и организацию самого налогообложения, то есть его принципы и виды.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}