Ребенок и взрослый. Начальный этап формирования личности ребенка
Первоначально ребенок полностью зависит от старшего. Взаимоотношения со сверстниками в большой мере зависят от характера взаимоотношений взрослого с ребенком.
В раннем детстве интенсивно развивается совместная деятельность ребенка и взрослого, в которой руководящая роль принадлежит взрослому. В этот период дети стремятся узнать названия окружающих предметов. Следуя за взрослым, дети начинают называть себя по имени. К концу второго года называние себя по имени сменяется личным местоимением « я «. Система «я» - центральное образование, возникающее к концу раннего детства (Л.И.Божович) малыш учится отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельному «я», т.е. у него возникают начальные формы самосознания.
Успехи в развитии качественно изменяют все поведение малыша. Хотя роль взрослого по-прежнему остается ведущей, однако в узкой сфере своей практической жизни и в пределах своих небольших возможностей ребенок стремится действовать без помощи взрослых. Новые тенденции усиливают активность ребенка («Я сам») и приводят к возникновению новых взаимоотношений со взрослыми. Этот период принято считать критическим («кризис трех лет»), т.к. взрослый начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с ребенком. Который может стать невыносимым в своем нагативизме и упрямстве.
Кризис трех лет - явление проходящее, но связанные с ним новообразования - отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми - важный шаг в психическом развитии ребенка. Стремление быть как взрослый, может найти наиболее полное разрешение только в форме игры ( лишь в игре ребенок может пойти в магазин, сварить обед, полететь на ракете в космос и т.д.). Поэтому кризис трех лет и разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.
Таким образом, отношение со старшим в онтогенезе возникает у ребенка практически сразу, несколько позднее устанавливаются отношения ребенка с ровесниками