Конспект лекций по предмету "Культурология"


Формирование культурологии как науки

Культурология как самостоятельная дисциплина сформировалась лишь в первой половине ХХ века. Этому способствовали следующие факторы:
1. Кризис и последующий распад колониальной системы. Образование новых независимых государств.
2. Обострение проблемы смысла жизни и места человека в мире. Философские основы для актуализации данной проблемы были заложены в философии экзистенциализма. Философы-экзистенциалисты задавались вопросом о смысле человеческой жизни, его месте в бытии. Для определения места человека в мире важно понять собственную природу и расширить онтологические горизонты бытия человека. Анализ же культуры, как специфической среды бытия человека, необходим для расширения исследовательского поля с целью толкования новых онтологических понятий. Это позволит более эффективно и полно исследовать структуру бытия и найти место человека в нём. Структура же бытия может иметь разнообразные системы координат, в том числе и культурную. Тем самым культура определяется как объект научного исследования, вбирающего в себя развитый понятийный аппарат и требующий от учёного достаточно развитого сознания, способного в себе отразить взаимосвязь между множеством культурных феноменов и культурологических понятий.
Именно благодаря таким дисциплинам, как культурология, этнология, человек получает новые знания о своей природе. В современном обществе, обладающем длительным историческим опытом, знаниями, многие из которых не имеют отношения к антропологии, довольно сложно выявить особенности природы человека. М. Хайдеггер пишет: «Если для самого бытийного вопроса должна быть достигнута прозрачность своей истории, то требуется расшатывание окостеневшей традиции и отслоение наращенных ею сокрытий». Соответственно, в науке обостряется интерес к первичным качествам человечества, которые в цивилизованном обществе приняли понятия формы, нормы, зачастую чуждых человеческой природе; но эти первичные качества наиболее полно сохранились в культурах народов, этносов, весьма далеких от этапа развития, называемого цивилизацией. Именно в культурной среде племён догосударственного устройства остались традиции, стереотипы, принципы организации жизни, характеризующие природу человека.
3. Важно также учесть, что философия, в лоне которой сложилась культурология, к началу ХХ века достигла настолько высокого уровня развития, что начала ставить такие проблемы, для решения которых была необходима новая наука.
4. Существенной предпосылкой для складывания культурологии явилось развитие самой науки, которая в ХХ веке стала стремиться к междисциплинарным исследованиям.
5. Становлению культурологии способствовал и научно-технический прогресс, приведший человечество к ряду проблем как экологического, так и культурно-антропологического характера. Следовательно, в рамках культурологии люди надеются найти такие пути для развития техники, которые не препятствовали бы духовному росту общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. – М.: Фаир-ПРЕСС, 2003.
2. Гуревич П. С. Культурология: элементарный курс. – М.: Гардарики, 2001.
3. Гуревич П. С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: «Аспект Пресс», 1995.
4. Культурология. / Под ред. Г. В. Драча. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
5. Культурология как наука: за и против (материалы обсуждения) // Вопросы философии. 2008. – № 11.
6. Каган М. С. Философия культуры. – СПб., 1996.
7. Костина А. В. Культурология. – М.: Кнорус, 2008.
8. Круглова Л.К. Философия культуры, теория культуры, культурология: место и роль в системе культуроведения // Вопросы культурологии. № 1, 2009.
9. Малиновский К. Научная теория культуры. – М., 1991.
10. Иконникова С. Постмодернизм как новая парадигма в культурологии // Вопросы культурологии. 2008. – № 7.
11. Ионесов В. И. Антропология культуры Гарри Тромпфа // Вопросы культурологии. – 2008. – № 9.
12. Бажуков В. Особенности антропологического подхода к пониманию и исследованию культуры // Вопросы культурологии. – 2008. – № 8.
13. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. [Электронный ресурс] http://www. oprave. ru/kulturologia-book. html
14. Солодова Г. С. Религиозные основы экономической культуры (общность социально-экономических представлений в православии и исламе) // Вопросы культурологии. – 2008. – № 7.
15. Сулименко Е. Г. Влияние культуры на стабильность общества // Вопросы культурологии. – 2008. – № 7.
16. [Электронный ресурс] http://www. countries. ru/library/links/culturology. htm
17. [Электронный ресурс] http://www. alleng. ru/edu/cultur2. htm

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Кто и когда предложил понятие «культурология»?
2. В чём заключается междисциплинарность культурологического знания?
3. Какие существуют методы культурологических исследований?
4. Какие сущестуют разделы культурологии?
5. Какие факторы повлияли на процесс формирования культурологии как самостоятельной науки?
6. В чём специфика культурологии как науки?
7. Какие черты культурологии позволяют называть её наукой?


Тема 2: Культура и цивилизация


Дефиниции культуры к определению понятия «культура»
Длительное время слово культура использовали в сельскохозяйственном контексте. Латинское слово cultura означало возделывание, или обработка. Впервые слово культура использовал в сельскохозяйственном значении римский писатель Марк Порций Катон (234–149 гг. до н. э.) в трактате «Земледелие». Со временем слово культура стало предполагать не только возделывание, но и обработку земли, а потом и общее развитие техники и научного знания. В целом для римлянина культура противопоставлялась первозданной природе (natura). Степень же культурности человека определялась его профессиональным уровнем и пользой, приносимой им для Римского государства. Впервые понятие культура в духовном смысле этого слова использовал Цицерон. Он говорил о культуре души, считая, что лучшая сфера для духовного развития человека есть философия.
Однако в Древнем Риме не употребляли понятия культура в качестве самостоятельного. Его использовали в связках с другими терминами: agricultura – возделывание земли; cultura literaturum – совершенствование письменности; cultura juris – выработка правил и законов поведения. В первом случае слово культура основывается на деятельностном подходе, активности субъекта, сознательно преобразующем среду своего обитания. В других интерпретациях данного слова подчёркивается социальная, образовательная и правовая сфера бытия человека и общества. В самостоятельном значении оно стало использоваться в XVIII веке, когда под культурой стали понимать нечто приобретённое, искусственно созданное, противоположное естественной среде, природе. В данном ключе впервые употребил слово культура немецкий юрист Самуэль Пуфендорф (1632–1694). Он видел в культуре искусственную среду обитания. В научном контексте понятие культура использовалось Аделунгом в книге «Опыт истории человеческого рода» (1782) и Гердером в книге «Идеи к философии истории человечества» (1791). В русском языке слово культура зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845). В этом же году литературный критик В. Г. Белинский использует словосочетание литературная культура.
В то же время в XVIII веке слово культурный использовали в качестве разделительного критерия аристократии от простолюдинов. Конечно, уровень образованности, широта кругозора у дворянства были значительно выше, нежели у крестьян или рабочих, но в действительности нельзя считать, что дворянин обязательно был духовно более развит, чем крестьянин. Подчас же на деле обстоит всё иначе: человек, занимающий довольно низкое социально-экономическое положение, на деле оказывается более порядочным и благородным, нежели тот, кто относится к «сильным мира сего». Подобные примеры можно найти и в древнем мире, и в жизни современного общества. Если обратиться к истории Римской империи, то будет заметно: варвары, не имевшие представлений об акведуках, банях, мывшиеся не столь уж часто, оказывались по своим душевным качествам гораздо более чистоплотными, нежели образованные, цивилизованные римляне.
К понятию культуры близок также термин «оккультизм», происходящий от латинского слова occultis, что значит тайный, сокровенный.
В средние века значение слова культура заменяло слово культ, выражающее способность человека к накоплению религиозного опыта. Тем самым представления о культуре непосредственным образом связывались с религиозными воззрениями.
Нередко понятие культура привязывается к конкретной исторической эпохе, например: культура античного мира, культура эпохи Ренессанса. В разные исторические периоды различные элементы этих подсистем действовали неодинаково. Так, в архаичном и традиционном обществе наука играла сравнительно небольшую роль; возможно, что и самой науки в традиционном, архаичном обществе не было, однако значение религии было весьма высоким. Также в жизни культуры существенную роль играет господствующее в тот или иной период времени мировоззрение народов. Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом и на место человека в нём.
Дать точное определение понятию культуры весьма сложно. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет пишет: «Предмет всегда больше понятия… Последнее всегда только жалкая схема, лесенка, с помощью которой мы стремимся достичь реальности…». Всё же под термином культура можно понимать совокупность систем норм, правил, ценностных ориентаций, стереотипов, сложившихся и укорененных в ментальности этноса в ходе культурно-исторического опыта. В определении культуры уместен и информационный подход, согласно которому, культура – это совокупность социально значимой информации, определяющей характер мышления, деятельности и общения людей и представленной различными формами – результатами человеческой деятельности. Также можно утверждать, что культура – это совокупность способов поведения человека, его самоидентификации в мире и преобразования последнего. Важнейшим, непременным признаком культуры является то, что она всегда ориентирована на поиск духовных основ бытия человека и общества. Поэтому-то культуролог Кребер определяет культуру как «поток продуктов духовного опыта». Само понятие духовности выражает внутреннее бытие, не зависящее от внешнего. Соответственно, культура – это область самовыражения человеческого духа в мире искусственных объектов и сознательного поведения, область, в которой человек преобразует окружающий мир и себя, согласно высшим духовным представлениям о должном.В этом отношении культура всегда связана с надприродной деятельностью человека, способного к коммуникации с другими людьми, установлению связей со своей общностью и иными общностями, к символическому видению мира, к сознательному воздействию на природу.
Можно дать и более общее определение: культура – это совокупность материальных и духовных ценностей. Этнограф Эдуард Тайлор (1832–1917) считал, что культура слагается из знаний, верований, искусства, моральных норм, законов и обычаев и некоторых других способностей, усвоенных человеком как членом общества. Наиболее краткое и ёмкое определение понятию культура дал архиепископ Сан-Францисский Иоанн Шаховский: «Культура есть труд человеческий, движимый любовью».
В богословском смысле слова культура представляет собой некое пространство, в котором человек творит вещественный мир сообразно с духовными представлениями о совершенном мире. Мир культуры предназначен для установления гармонии между вещественным миром природы и духовным миром человека. Задача же человека состоит в том, чтобы минимизировать разницу между тем миром, который познаёт он в эмпирическом опыте, и тем, который он представляет в качестве совершенного. Вместе с тем мир культуры не имеет онтологической самостоятельности, поэтому пространство культуры – это мир символов, не обладающих реальностью природы и духа, но служащих мостом между ними и основой для культурного преобразования физического бытия. Следовательно, культура – это опыт творческого воплощения человеческой активности, опыт опредмечивания духа и духовных идей, априорно (доопытно) заданных природе человека.
Культура, прежде всего христианская, есть искусственно созданное человеком пространство, где он может возвратиться к своей совершенной природе. В этом смысле слова культура, как замечает А. Кураев, отождествляется с жемчугом, который является следствием болезни моллюска, чужеродным телом в его раковине. Чем крупнее жемчуг, тем больше по размерам это чужеродное тело. Однако без жемчуга моллюск погибнет. Так и культура является следствием духовного падения и средством духовного исцеления человека. Ветхозаветный Адам до своего грехопадения не знал культуры, ибо благодать Божия была в нём. Потеряв же её, он создал культуру, которая должна была помочь ему восстановить свою природу, возвратиться к Богу. Именно в культуре стимулируется развитие духовных качеств человека, хотя их проявление зависит уже не от внешнего мира, а исключительно от него самого. Например, в культуре может указываться на значимость духовных способностей к любви, добродетели, однако переживание любви, доброты зависит от индивидуальных качеств индивида. Таким образом, культура создаётся человеком в результате его как бессознательного, так и сознательного желания возвратиться к своему изначальному состоянию. Культура – это своего рода «костыли» для духовно нездорового человека. Если их отнять, то ему станет ещё хуже, и он не сможет исцелиться. Именно в культуре человек искусственно создаёт образы, запечатлённые в его бессознательном и выходящие за пределы естественно-физического мира. Однако, если бы эти образы были внутренне присущи человеку, были бы изначально организующими для его сознательной духовной и телесной жизни, то он не нуждался бы в культуре как во внешнем источнике этих образов. Например, человек, сидя на берегу моря, наблюдающий восход солнца, не захочет смотреть даже на очень качественную картину или репродукцию с изображением восхода солнца. Находясь рядом с любимой девушкой, всё время смотреть не на неё, а на её фотографию, будет неэтично. Её фотография особенно вам дорога, когда девушка где-то от вас далеко, но, когда она рядом, – фотография не столь уж нужна.
Даже язык, как культурное явление, предстаёт следствием разобщённости людей, их духовного несовершенства. Люди с похожим духовным опытом могут общаться и без слов. В этом смысле можно утверждать, что если духовно-религиозный мир естественен для человека, то мир культуры искусственен и помогает человеку прийти, вернее сказать, возвратиться в свой естественный мир.
Выделим основные подходы к определению культуры:
1. Философско-антропологический подход рассматривает культуру как выражение и проявление человеческой природы. Человек всегда стремился упорядочить свою духовную жизнь, чтобы направлять свои внутренние возможности на собственное развитие. Одной из областей, в которой организация его духовной активности устроена наиболее разумно, оказывается культура.
2. Теологический подход (богословский) предполагает признание того, что чрез культуру осуществляется воля Бога относительно судьбы человечества; чем более развита культура, тем более сильно человеческое чувство своей сопричастности к фундаментальным принципам бытия. Здесь знаменательны такие слова русского философа В.С. Соловьёва: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».
3. Философско-исторический подход исследует культуру в контексте исторического развития человечества, считая, что культура обеспечивает эволюцию человека.
4. Деятельностный подход рассматривает культуру как совокупность действий человека, направленных на улучшение условий собственного бытия. Так, А. Гелен полагал, что человек биологически наименее защищён, поэтому для своей жизни нуждается в искусственных условиях. Примечательно, что латинское слово humanus (человечный) происходит от слова humus (земля, почва). Это означает, что деятельность человека основана на земле, и эта деятельность, преобразующая землю, характеризует его. Французкие общественный деятель А.де Бенуа считал, что «культура – это специфика человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид». Однако современные исследователи замечают, что породить культуру способна не всякая деятельность, а только та, которая наполнена духовным содержанием и связана с поиском сакральных смыслов бытия человека.
5. Социологический подход истолковывает феномен культуры, исходя из социальной компоненты человека. Культура тут трактуется как фактор организации и образования какого-либо общества, или социальной системы.
6. Психологический подход. Начало этому подходу дал З. Фрейд, который считал, что человек обратился к культуре, чтобы наилучшим образом организовать свою внутреннюю жизнь и контролировать свои инстинкты, в первую очередь половой. Весьма ярко психологический подход выражен в работе Г. Маркузе «Эрос и цивилизация», где цивилизация, согласно мнению автора, призвана организовывать порядок проявления инстинктов и направлять активность человека на то, что предохранит его психику от разрушения и поставит принципы удовольствия под контроль объективной реальности.
7. Игровой подход.Рассматривает игру как проявление и начало культуры. Основоположником этого подхода является голландский учёный Йохан Хёйзинга (1872-1945). В 1932 году он пишет работу «Homo Ludens» («Человек играющий»), где подробно обосновывает игровой подход к пониманию процесса становления культуры. В рамках этого подхода считается, что культура зародилась благодаря игре и в ходе игры. Данный подход обращает внимание на значимость в жизни ребёнка игры, в ходе которой тот создаёт вокруг себя культурное пространство в соответствии с собственными представлениями о мире. Игра – это культурная деятельность, в которой человек вживается в культуру, влияет на неё и социум, выбирая направленность и интенсивность развития собственного внутреннего мира. В период детства ребёнок ещё не скован нормами закона и, значит, может иметь своё видение мира, независимо от норм, утверждаемых государством в порядке обязательных. Однако важно учесть, что в разных странах человек несёт правовую ответственность с различного возраста, например, в США – с 6 лет, а в России – с 14 лет. В современном мире с развитием экранной культуры важную роль в развитии человека стали играть детские мультфильмы. Однако посредством мультипликационных фильмов можно не только воспитать в ребёнке человека, но и превратить его в недочеловека, служащего исключительно злу. (Об этом смотрите http://rutube.ru/tracks/80937.html?related=1&v=f740113b7b6bcba5b11dc1d65cd1bb39). С развитием компьютерных игр особенно важно следить за характером игр, которые предлагают детям. Существуют игры, которые при умеренном использовании содействуют развитию ребёнка, предлагают ему решать логические задачи, дают определённый обзор истории народов и культур. Однако игры, в которых существуют кровавые или пошлые сцены способны из ребёнка сделать настоящее зомбированное чудовище. По существу, человек до 18-21 года не должен видеть на экранах теливизоров или мониторов компьютеров сцены кровавых убийств, поскольку это разрушает его психику и оставляет в его сознании такую опасную модель поведния, которая в пограничной, стрессовой ситуации может проявиться и материализоваться.
Само понятие культура включает в себя различные способы человеческого бытия и его деятельности, среди которой в нашем контексте необходимо подчеркнуть научную. Научная деятельность в ходе своего совершенствования обогащает и саму культуру, поскольку с Нового времени стала органичной составной последней. В результате развития культуры и науки, как взаимосвязанных компонент бытия человека, сложилось представление о «двух культурах». Первая рассматривает научное знание в естественно-научном контексте. Вторая же – в контексте гуманитарного знания. Концепцию «двух культур» развил английский историк и писатель Ч. Сноу. Он обращает внимание на серьёзный и очень опасный отрыв одной культуры от другой, тем самым подчеркивая то, что рациональное знание всё более и более отделяет человека от его духовных корней.
Культурологи, как правило, выделяют два уровня культурной жизни человека: специализированный и обыденный. Так, на специализированном (профессиональном) уровне можно вычленить экономическую культуру, политическую культуру, правовую культуру, художественную культуру; а на обыденном уровне – культуру домашнего хозяйства и быта, культуру нравов и обычаев, культуру моральных отношений между людьми, культуру обыденной эстетики.
В целом же культура выступает как хранительница исторического опыта народов. Вне культуры невозможно всякое развитие человека. Важнейшей особенностью культуры является её устремление к возвышенному, создание и хранение абсолютных идеалов. Кроме того, среда культуры всегда наполнена символами и знаками (одной из знаковых систем является язык). Культуре присуща собственная концепция пространства и времени или представления о них. В культуре также происходит поиск смыслов бытия человека. Так, П. Флоренский рассматривал культуру в качестве стремления людей победить смерть. Богослов понимал культуру, прежде всего, как хранительницу духовного опыта человечества и видел в ней религиозный смысл.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.