Сущность и эволюция этнополитических конфликтов
В научной литературе существуют два подхода к анализу причин, сущности и эволюции этнополитических конфликтов.
Первый - социологический. Причины конфликтов объясняются на основе анализа этнических параметров основных социальных групп и слоев, а также на исследовании взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, переживающего этнополитическую напряженность.
Второй - политологический. Центральное внимание уделяется трактовке роли национальных элит в мобилизации чувств в процессе межэтнической напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта. В качестве ключевого исследуется вопрос о власти, доступе к ресурсам. Анализируются социально-психологические механизмы этнополитических конфликтов.
При рассмотрении причин возникновения этнополитических конфликтов многие ученые отмечают, что основополагающими являются причины общецивилизационного характера, порождаемые объективным развитием человечества. Например, Э.Блэк полагает, что неравномерные протекание модернизации (социальной структуры, экономики, национально-государственного устройства ,и др.) в этнонациональных ареалах порождает конфликты между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав своих граждан - с другой. По утверждению А.Дейча, модернизация активизирует этническое сознание, благоприятствует складыванию политических устремлений к национальной автономии.
Рассматривая проблему детерминации этнополитического конфликта, М. Гектер выдвигает концепцию внутреннего колониализма, в которой обосновывает триадную модель возникновения этнополитической напряженности:
1) конфликтогенную по своей природе объективную обделенность этнических периферийных групп многонационального государства в процессе его неравномерной модернизации;
2) осознание этой обделенности членами этнической группы как образа коллективных центро-периферийных взаимоотношений угнетения;
3) формирование этнонационализма как реакции угнетаемой общности на внутренний колониализм Центра.
Отдельный пласт причин, порождающих этнополитические конфликты, коренится в истории этносов и их взаимодействии, сформировавшемся национальном складе ума, национальном сознании, психологии, традициях, идеологических мифах и стереотипах, транслирующихся из поколения в поколение и др.
В условиях разрушенных социальных связей усиливается роль национальности как традиционно значимого канала социальной идентификации. Различные течения этноцентрализма, включая разновидности национализма и крайнего шовинизма, превращаются в особые формы преодоления комплекса неполноценности, присущего маргинальным слоям. Национализм может служить своеобразной приманкой, с помощью которой социальные низы вовлекаются в орбиту влияния политических партий, решающих задачи политической мобилизации населения.
В числе причин, порождающих этнополитический конфликт, можно назвать политизацию этнической солидарности (Ч.Фостер), получившую свое развитие в условиях либерализации политической системы в СССР в перестроенный период.
Ситуационные источники этнополитических конфликтов:
1) внезапное исчезновение сдерживающих факторов внешней среды, что может произойти из-за быстрого ослабления высшей политической власти или неожиданного исчезновения внешней угрозы;
2) историческое наследие межэтнических отношений;
3) внутренняя борьба за лидерство в рамках этнической группы;
4) экономическая ситуация;
5) уровень политической и общей культуры в очагах этнополитических конфликтов и многое другое.