Понятие формы государства и ее структура. Понятие и классификация форм правления. Монархия, ее понятие и виды. Республика и ее виды. Понятие государственного режима. Факторы, определяющие характер государственного режима. Классификация государственных режимов. Демократический, авторитарный, тоталитарный режимы и их признаки. Понятие территориального устройства государства. Формы политико-территориального устройства. Характеристика унитарных и федеративных государств. Конфедеративное объединение. Статус субъектов федераций, распределение компетенции в отношениях между федерацией и ее субъектами. Организация государственной власти субъектов федераций и других государственно-автономных единиц.
Любой, даже не посвященный в тонкости юриспруденции человек хорошо представляет себе, что среди государств встречаются республики и монархии. Иначе говоря, минимальные сведения о формах правления общедоступны. Но при более близком рассмотрении форма правления оказывается довольно сложным элементом государственного строя. Определив государство как монархию или как республику, мы узнаем о нем очень немного. Республики различаются по формам, и монархии столь же многообразны. Встречаются формы правления, которые нельзя отнести ни к республикам, ни к монархиям.
Иногда с республикой заведомо связывают демократичность, а монархию считают недемократичной формой. Это не соответствует действительности.
Форма правления - это юридическая, а не содержательная характеристика государственного строя. Фашистская Германия, подобно современной ФРГ, была республикой, но цели и методы властвования в довоенной и послевоенной Германии зеркально противоположны. Форма правления способна вмещать в себя разное политическое содержание.
Назовем критерии, по которым различаются формы правления:
1. Юридический источник суверенитета.
2. Полномочия и политическая роль представительного органа власти.
Республика есть государство, все высшие государственные органы которого прямо или косвенно получают свои полномочия от народа и формально ответственны перед ним. Глава государства в республике - выборное должностное лицо (президент) или коллегиальный орган. Глава государства считается ответственным лицом. Республика исключает существование какого-либо учреждения, обладающего собственной властью, формально не связанного ответственностью перед народом.
Между государством и личностью устанавливается политико-правовая связь типа гражданства, подтверждающая право участия человека в политике, а также его обязанности перед республикой.
В республике законы, по крайней мере с формальной точки зрения, принимаются сообществом граждан государства либо их полномочными представителями - депутатами.
Форма правления в зарубежных странах: понятие, виды.
Это дает основания разделять республики на две категории: непосредственную республиканскую форму правления и представительную республику.
Формы непосредственной демократии(3) (самоуправления) используются и представительными республиками, иными государствами. Например, референдумы предусмотрены большинством ныне действующих основных законов. Вместе с тем, хотя конституция Франции и предусматривает его, фактически с 1958 г. референдум проводился всего восемь раз. В условиях непосредственной республиканской формы правления или, как ее иногда не совсем точно называют, "непосредственной демократии" участие граждан в принятии законов является регулярным и представляет собой основную форму осуществления законодательной деятельности.
Естественно, современный политический процесс делает практически невозможной или слишком обременительной непосредственную республиканскую форму правления.
Собрание граждан не только принимает законы, но и формирует выборные органы. Избираются большой совет, государственный совет и ландаман. Большой совет обеспечивает оформление законодательных инициатив, составляет законопроекты, контролирует деятельность государственного совета. Таким образом, это законоподготовительный и контрольный орган. Государственный совет выполняет роль правительства. Ландаман представляет собой должностное лицо, возглавляющее государственный совет и председательствующее в большом совете. Все органы избираются на один год. Это также характеризует непосредственную республиканскую форму правления, ибо в представительных республиках срок полномочий депутатов и выборных должностных лиц составляет не менее двух, а в большинстве случаев 4 - 5 лет и более.
Подобную форму правления в прошлом имели многие кантоны Швейцарии. Но теперь, по мере роста населения и главное - с увеличением числа полноправных граждан, она стала реликтом. Позволить ее себе может лишь горный кантон (полукантон), население которого немногочисленно.
Другая разновидность непосредственного республиканизма во многом сходна с предыдущей. В ней воплощена "триединая формула непосредственного народного правления - народная законодательная инициатива, законодательный референдум и избрание членов правительства кантона непосредственно народом". В кантоне избираются те же органы. Граждане обладают правом законодательной инициативы. Но вместо общего собрания граждан регулярно проводятся референдумы. На референдуме граждане могут не только принимать законы, утверждать бюджет, но и решать вопрос о прекращении полномочий выборных органов. Это логично для непосредственного республиканизма и совсем не свойственно другим формам правления. В представительных республиках досрочный роспуск парламента возможен, но на референдум этот вопрос не выносится; иногда закон прямо запрещает референдумы по поводу роспуска парламента, равно как и отзыв депутата избирателями.
В 1981 г. президентом Центральноафриканской республики (ЦАР) стал генерал А. Колингба, полномочия которого не были "стеснены" присутствием выборного коллегиального органа, парламента.
Приведенные признаки президентской республики являются основными. Обычно им сопутствуют другие, также весьма существенные.
... Политическая самостоятельность президента создается в результате его выборов. Глава государства, как правило, избирается не парламентом, а прямыми выборами, в которых участвуют граждане. Возможно также, что президента избирает особая коллегия выборщиков, которые получают доверие от граждан и собираются специально с целью избрания главы государства. Процедура выборов оформляет непосредственную ответственность президента перед нацией. Между народом и президентом нет постоянных посредников. Не является таким посредником и парламент.
В любом случае президент не обязан парламенту получением своих полномочий, не связан политической ответственностью перед депутатами. Полномочия как депутатов, так и главы государства имеют одинаковый источник - юридически оформленное доверие граждан. Раздельные выборы не дают парламенту оснований претендовать на политическое верховенство, выступать единственным высшим представителем народа. Трудно предположить, что человек, одержавший личную победу на общенациональных выборах, окажется лишенным честолюбия, политических амбиций и самостоятельности.
Подобная система выборов является для президентской республики твердым правилом. Но даже твердые правила имеют исключения. Президентская республика мыслима и в случаях, когда президента избирает законодательный орган. Казалось бы, о какой политической самостоятельности может идти речь, если главу государства избирают парламентарии? Избрав его, депутаты, по логике вещей, должны поставить президента в зависимое положение, требовать от него подчинения. Это вполне разумно и как будто не дает повода для сомнений, если не иметь в виду особенности некоторых партийных систем.
Но вместе с ним на основании государственно-правового законодательства Уругвая, Коста-Рики, Колумбии, Эквадора, Перу применялись или применяются такие инструменты парламентского контроля, как утверждение правительственных программ, вотумы недоверия премьеру, отдельным министрам или всему правительству..
Контрассигнатура используется, но это не значит, что министры могут ею воспользоваться для контроля за актами президента. Напротив, президент, получая подписи министров на изданных им документах, приобретает уверенность в том, что члены его правительства лояльны и ответственны за исполнение решений президента. Контрассигнатура, как и любая формальность, может вмещать различное содержание. Во Франции, например, по конституции (ст.22) даже акты премьер-министра скрепляются подписью ответственных министров. Из этого можно было бы заключить, что члены правительства контролируют не только президента, но и первого министра. И тогда республика во Франции оказалась бы не просто полупрезидентской, но и вообще лишенной единой основы исполнительной власти.
Если судить по частностям, то к полупрезидентским (смешанным) республикам придется отнести Замбию. Ведь в этом государстве президент имеет право созывать и распускать Национальное собрание; имеется должность премьер-министра; основным законом предусмотрено право Национального собрания контролировать правительство. Эти признаки характерны для государств парламентского типа. Но Замбия вовсе не "смешанная" республика. Это государство со сверхсильным президентом, несмотря на то, что закон отчасти ограничивает его власть.
Взаимопроникновение признаков двух типов республиканизма принципиально форму правления не меняет. В конце концов, любой глава государства участвует в формировании правительства, но не всякий решает его судьбу;
Афоризм Лорда Эктона созвучен подобному наблюдению: "Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно". Средневековый философ и политолог Абдурахман ибн Хальдун (XIV в.) в своей "Книге назидательных примеров" пришел к выводу, что династиям свойственно старение. Через три поколения монархические династии становятся, по его мнению, недееспособными, деградируют.
Итак, и политико-правовая теория, и сама жизнь дают основания неоднозначно оценивать монархическую форму правления.
Самым простым, лежащим на поверхности решением проблемы является ликвидация монархии. И действительно, в некоторых странах - Франции, России, Турции, Германии, Иране - королей, кайзеров, шахов и императоров казнили либо изгоняли. Вместо монархии учреждалась республика. Это часто сопровождалось государственно-правовыми нарушениями, а народы десятилетиями расплачивались за них политической нестабильностью и несли другие потери. История как бы мстит за нарушение суверенных прав монарха, за отказ от традиций. Ликвидация монархий нередко приводит к появлению цезаризма, произвола в республиканской форме.
Федерация как форма государственного устройства в зарубежных странах: понятие, виды, отличия от конфедерации.
По форме государственного устройства государства различаются, на: Федерации и унитарные государства.
Государства, участвующие в политических объединениях и не участвующие в них. Причем встречаются два вида политических объединений - союзы государств (конфедерация, монархическая уния, протекторат) и союзные государства (федерации). Союзы государств, в свою очередь, могут быть равноправными и неравноправными; одни из них основаны на договоре, а другие объединены под властью общего монарха.
Государства, признающие автономию территорий и не имеющие таковой.
Считается, что эти народы через референдум или своих представителей однажды дали согласие на объединение в федеративном государстве. В то же время каждый из них оставил за собой долю суверенных прав.
Таким образом, государственность субъекта федерации также происходит из суверенитета народа, занимающего его территорию, ее источником может быть суверенитет монарха, если субъект федерации имеет монархическую форму правления. Так, Объединенные Арабские Эмираты образованы в результате отчуждения эмирами доли суверенитета в пользу союза. Однако каждый из эмиров отчасти сохраняет права главы своего государства.
В любом случае и федерация, и участники (субъекты) союза имеют источник государственности. Из этого следует, что на одном политическом пространстве сосуществуют суверенитеты как федерации, так и ее членов. Государственность каждой из сторон в федеративных отношениях взаимно ограничена. Ни федерация, ни ее субъекты не обладают полным государственным суверенитетом.
Постмонархическая республика порою оказывалась столь же беззаконным государством, что и абсолютизм - радикальное английское движение левеллеров больше других настаивало на казни Карла I. Но в то же время их лидер Лильберн "обрушился на произвол парламента, прибегавшего к тем же методам управления, какими в прошлом пользовался король (аресты без предъявления обвинения, принудительный набор в армию, произвольные обложения и т. п.)". В монархическом Иране шахский режим зарекомендовал себя как коррумпированный и проамериканский, но разве исламская революция Хомейни сделала жизнь иранцев «более безопасной и благополучной?
Другое решение состоит в том, чтобы сохранить незыблемость монархической власти. Тогда народам остается довольствоваться тем, что глава государства наделен священным правом на власть, и рассчитывать на добрую волю самодержца. Нравственное влияние общества, религиозность монарха в таких случаях играют роль
Новая, хотя и весьма непрочная, династия Наполеона Бонапарта была установлена в 1804 г. во Франции решением народа, единодушно принятым на референдуме. При этом в формально-юридическом смысле совершается акт полного или частичного отчуждения народом своего суверенитета в пользу монарха и его наследников. В отличие от выборов президента передача власти королю должна быть безусловной - не обязательно абсолютной, но принципиально безвозвратной и не связанной с политической ответственностью, которую глава государства мог бы нести.
Необходимо заметить, что встречаются отклонения от традиционного способа замещения престола. Поэтому наряду с наследственными монархиями иногда упоминают монархии выборные. В частности, выборной монархией было Польское государство до его ликвидации и раздела между Австрией, Германией и Россией. В те времена, когда на Тибете было самостоятельное государство, его главу (Далай-ламу) отыскивали), как и сейчас, из числа малолетних детей. Ныне в Западном Самоа пост главы государства пожизненно занимает вождь. Вообще подобные процедуры назначения монарха можно называть выборами с большой степенью условности. "Выборы" монарха не являются всеобщими, "корпус избирателей" весьма специфичен - его нельзя считать народом, политическим обществом. "Избрание" Наполеона императором Франции представляло собой референдум, в ходе которого была предпринята попытка учреждения новой династии, и едва ли это событие следует оценивать как пример выборной монархии. В выборной монархии главу государства избирает особая, часто неформальная группа религиозных деятелей, аристократов, вождей, монархическая семья, клан и т. п.
Пожизненное президентство не является случаем выборной монархии. И важно даже не то, что президент не связан с династией. Глава государства Малави хотя и занимает свой пост пожизненно, однако формально несет политическую ответственность перед своей партией, народом.
Есть основания назвать еще один тип монархий, где совмещаются наследование трона и выборность монарха. В федеративных монархических государствах главой может быть выборное лицо, одновременно являющееся монархом в одном из членов
Например, обязательным условием считается участие в законодательном процессе особого органа с совещательными полномочиями. В абсолютистской Франции акты короля вступали в силу после их регистрации в суде (Парижском парламенте). Только если король являлся на заседание в полном облачении и в сопровождении принцев крови, парламент по его приказу регистрировал акты безоговорочно, без обсуждений. В других случаях парламент мог представить свои возражения против вступления в силу решений монарха, отказать в их регистрации. В одном из эмиратов (Абу-Даби), входящих в состав ОАЭ, учрежден Национальный консультативный совет. В 1992 г. король Саудовской Аравии учредил основной закон (низам), по которому образован совещательный совет в составе 60 назначаемых советников. Законодательный процесс стал проходить при участии этого органа. Министры имеют статус слуг монарха, обязаны ему верностью и безусловным подчинением. Не обязательно монарх входит в структуру правительства и становится его официальным главой. Обычно назначается "первый слуга" в составе правительства - премьер, визирь и т.д. Не исключено, однако, что глава государства не назначит, а сам примет на себя обязанности премьер-министра, а возможно, и возглавит другие министерства. Например, в Омане султан является одновременно премьер-министром, министром обороны, финансов и верховным главнокомандующим.
Абсолютизм обычно оценивают негативно. Вместе с тем именно абсолютная монархия в свое время создала сравнительно благоприятные условия для развития третьего сословия во Франции. Современные абсолютные монархии, расположенные в регионе Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Оман), используя нефтяные ресурсы, смогли обеспечить экономическое процветание своих стран.
Ныне абсолютная монархия встречается редко и число этих государств сокращается. В 1990 г. король Бирендра даровал своему народу конституцию, и Непал превратился в ограниченную монархию.
Унитарное государство, уния, регионалистское государство, империя, протекторат как форма государственного устройства в зарубежных странах.
Абсолютная монархия не обязательно предполагает личное принятие монархом государственных решений.
имеют формальное, а не содержательное значение. О главе государства в этой форме правления говорят, что он "царствует, но не правит".
Формально законодательным органом является не парламент и не монарх, а особая юридическая конструкция, сформулированная англичанами - "король в парламенте". Формула "король в парламенте" означает, что принятие законов относится к сфере совместной компетенции монарха и представительного органа. Юридически это выражается в том, что никакие законодательные решения не могут быть приняты, "пока сессия парламента не открыта королевой", что всякий парламентский акт приобретает юридическую силу только после его подписания монархом.
Вместе с тем санкция монарха на принятие парламентских решений - акт формальный. Глава государства в парламентской монархии не вправе руководствоваться собственным мнением в вопросах принятия законов. Его подпись на принятых законах оформляет решения, целиком и полностью принятые парламентом. Монарх не имеет права налагать вето на решения парламента (Швеция) или не использует эту прерогативу (Норвегия).
Лишь иногда, как исключение, происходят "сбои" в работе механизма "король в парламенте". Но они обусловлены не политическими склонностями монарха, не его желанием повлиять на законодательство, а особыми, нештатными обстоятельствами. Например, в 1989 г. бельгийскому королю Бодуэну было предложено подписать одобренной в парламенте закон о легализации абортов. Глава государства, не считая себя вправе отказать парламенту в подписании закона, все же не мог выполнить свою функцию, поскольку для него, короля-католика, было недопустимо даже формальное участие в действиях, противных его вере. Король предложил политикам найти способ освободить его от подписания закона об абортах. Законодательство большинства стран регулирует порядок замещения главы государства в случае его неспособности выполнять свои обязанности.
В политически организованных странах действуют две взаимно противоположные тенденции. С одной стороны, народы, отдельные части общества территориально обосабливаются. Иногда это вызвано желанием больших групп населения сохранить национальную, религиозную идентичность, обеспечить их местные экономические интересы. Разница в обычаях, традициях, прошлые межэтнические, межплеменные конфликты толкают народы к разъединению.
Порою политикам и правоведам сама мысль об ограниченном, неполном суверенитете представляется чем-то невообразимым. При этом с понятием суверенитета связывают такие свойства, как полная независимость и неделимость, "наивысшая степень" власти.