Предмет, метод, источники отрасли.
Государственное право стран СНГ - это область права, предметом которой является юридическое регулирование организации и деятельности государства, его отношений с лицами, общественными и религиозными движениями, территориальными образованиями и другими субъектами в связи с осуществлением политической власти. Иными словами, в предмет входит отрасль государственного права, государственно-правовые отношения
Случается, что государственное и конституционное право отождествляют, хотя на самом деле между ними не следует ставить знак равенства. Сопоставляя их, можно обратить внимание на некоторые обстоятельства, которые с необходимостью вводят разницу между понятиями государственного права и права конституционного:
1) не во всех национальных правовых системах имеются акты, Обладающие необходимыми свойствами конституции;
2) во многих государствах, даже в тех, где имеется конституция, политическая реальность далека от конституционных принципов. Так, в Белоруссии с приходом к власти А. Лукашенко стало привычным, что «и Президент, и многие другие допускали нарушения Конституции, причем никакой другой институт или политически влиятельная группа не хотят или не могут этому мешать». Государственность в таких странах не основана на «конституционных началах и конституционного права они в действительности не имеют. Встречаются весьма авторитетные исследования по зарубежному государственному праву, которые во избежание сложностей терминологии или по каким-то другим причинам применяют понятие конституционного права ко всевозможным государствам. в тех случаях, когда речь заходит о практике «авторитаризма, силовых действий» и тому подобном, авторы таких работ непременно уточняют, что эту «конституционную практику» точнее назвать неконституционной. Тем самым наличие политико-правовых систем, альтернативных конституционному праву, очевидно (общепризнанно, хотя на эту очевидность по разным соображениям не всегда обращают внимание. Вместе с тем везде, где образовалось государство, действует и законодательство, регулирующее властные отношения, имеется Политическая практика. Это происходит независимо от наличия шли отсутствия конституции. Поэтому науку государствоведения в рамки конституции заключать не следует.
Конституционное право - лишь разновидность государственного права, которая привилась в отдельных странах. На земле существуют целые регионы, где конституция остается инородным по происхождению и чуждым по духу явлением.
Изучение государственного права способствует достижению некоторых целей, что позволяет заметить ряд функций, которые эта наука выполняет:
Прогностическая функция
Прикладная функция
Коммуникационная функция.
Государствоведение полезно не только тем, кто занят правовым обеспечением межгосударственных контактов. Даже от участников сугубо делового общения, культурного и туристического обмена эти знания могут быть востребованы. Особенности политического режима существенно влияют на отношения собственности, торговлю, таможенную политику, гуманитарную сферу. Образ государственного правления и стабильность государственности определяют надежность и целесообразность размещения капиталов, эффективность правозащитных учреждений в конкретной стране.
Изучая тонкости зарубежного судебного процесса или страхового права, да и любой другой области юриспруденции, нелишне сначала получить общие представления о том политико-правовом контексте, который определяет юридически значимое поведение иностранцев. Государствоведение помогает получить такую осведомленность, облегчает общение (коммуникацию), взаимопонимание с представителями зарубежных стран, заставляет считаться с имеющимися различиями; Это, в свою очередь, позволяет избавиться от предубеждений, избежать разочарований от встреч с выходцами из иноземных политико-правовых культур.
Смысл изучения государственного права зарубежных стран не исчерпывается практическими целями.
Деятельность многих юристов напрямую не связана с зарубежным правом. И можно вообразить такую юридическую подготовку, объем которой ограничен специальными знаниями и приемами юридической техники в области отечественного права. Но полноценное юридическое образование немыслимо без таких дисциплин, как история, теория, философия права, политическая история, сравнительное правоведение, государственное право зарубежных стран, и подобных им. Корпорацию законников, обладающую своим юридическим сознанием, общностью интеллектуальных и профессиональных интересов, образуют не стряпчие, не ремесленники от юриспруденции, а профессионалы с подлинным юридическим образованием. Наука государственного права стран СНГ выполняет познавательную функцию, способствует полноценной юридической образованности.