Понятие, предмет и методология науки КПЗС
Основным методом изучения государственного права зарубежных стран стал сравнительный анализ.
Не многим под силу изучить в подробностях государственность каждой зарубежной страны. Как правило, в этом просто нет надобности. Но хорошие, достоверные знания о мировой практике государственно-правового регулирования можно получить, обращаясь к его общим свойствам и характерным особенностям, выявляя присущие ему закономерности. Метод сравнительного анализа позволяет постигать государственное право зарубежных стран наиболее экономными способами. Наука государственного права зарубежных стран представляет собой тот случай, когда «все познается в сравнении».
Метод сравнительного анализа состоит в том, чтобы обнаружить и исследовать общие и особенные элементы государственного строя, сходства и различия между политико-правовыми институтами, учреждениями и процедурами, их преимущества и издержки, условия, в которых они проявляют себя. Характерный итог сравнительного анализа - классификация, типология, которая убедительна и может быть полезной при условии, если она основана на достоверных сведениях о государственном праве.
Сравнительный анализ занимает центральное место в изучении государственного права зарубежных стран. Следует сделать одну лишь оговорку - до недавнего времени отечественное государствоведение строилось на несколько иных началах, а именно - по принципу критического анализа. Критический подход к зарубежной государственности предполагает выбор некоторой наилучшей, идеальной разновидности государственного права и сопоставление с нею других, менее совершенных государственно-правовых систем. В нашей стране за идеал была принята, естественно, социалистическая государственность, на фоне которой и изучали все политическое многообразие в мире. Нельзя сказать, что этот подход оказался совершенно негодным. Напротив, на его основе наука государственного права зарубежных стран сложилась в развитую систему знания, качество и успехи которой по меньшей мере не уступали иностранным достижениям в этой области. Система категорий и понятий, накопленный объем информации образовали целостную и стройную систему знания в области государственного права зарубежных стран. Теперь, очевидно, критический анализ уступил первенство анализу сравнительному. Но эта перемена не должна заслонять прежних достижений, отказ от которых привел бы к самым плачевным результатам.
При всем разнообразии государственно-правовых явлений они все же поддаются сравнительному анализу. Их можно делить на виды, соединять в классификации. Тому есть ряд причин, среди которых нужно назвать следующие.
Число географических центров, в которых формировались и получали идеологическое обоснование современные государственные организмы, их отдельные оригинальные части, невелико. Это Великобритания, США, континентальная Западная Европа, СССР, исламский мир, Китай.
Большинство стран развивали свое государственное право за счет заимствования юридических форм, рожденных в вышеназванных центрах. Например, очевидно влияние Франции в странах так называемой французской Африки. США «экспортировали» свои государственно-правовые образцы в Латинскую Америку. Бельгия оказала влияние на Конго, а Португалия и СССР - на Анголу и Мозамбик. Голландия оказалась влиятельной в ЮАР и Свазиленде, а Англия - на Ямайке, в Австралии, Новой Зеландии и других странах Британского Содружества. Республика Того, занимаясь политическим строительством, пользовалась услугами швейцарских, немецких и других экспертов в области государства и права. Не ушли от заимствования и страны СНГ, равно как и не вошедшие в Содружество бывшие советские республики. Казалось бы, что общего у Казахстана с Францией? Но французское государственно-правовое влияние заметно во многих важнейших проявлениях современной казахстанской государственности.
Духовные, культурные ориентации оказываются типичными* многих странах. Это также определяет сходства в государстве правовом регулировании. Так, в Западной Европе, США сложились динамичная экономическая система, устойчивые демократические традиции, многопартийность; арабском мире господствует ислам, оказывая огромное влияние на политику и право; в большинстве стран Африки - экономическая отсталость, трайбализм (племенная, клановая структура общества); В регионе Кавказа - сложнейшее переплетение межнациональных и межрелигиозных связей, которые проявляют как в сосуществовании, так и в соперничестве проживающих общин на территории СНГ - растерянные, разделенные полюса бедности и богатства, дезориентированные в своих ценностях общества, управляемые шаткой властью новой, зачастую агрессивной и безответственной элиты; в социалистическом мире - господство авангардной партии, регулируемая государством экономика с обобществленной собственностью; в странах; Дальнего Востока - влияние конфуцианства и иных политико-этических учений (буддизм, даосизм). Эти и другие сходства определяют близость многих элементов национальных политических систем, совпадение методов государственно-правового регулирования.
Вместе с тем применять сравнительный анализ следует корректно, учитывая особенности изучаемого предмета. Сначала заметим, что пределы и способы сравнения неодинаковы в различных областях права. Продуктивное сравнение возможно лишь тогда, когда правильно избраны основа, объект сопоставлений.
Так, при исследовании частного права страны можно классифицировать по правовым семьям. Выделяются группы стран, относящиеся к романо-германской (континентальной) семье; семье общего (англосаксонского) права, мусульманского права, и другие. Отрасли, регулирующие гражданский оборот, частноправовые отношения, сформировались в ходе многовековой эволюции, стали продуктом естественного развития. Провести изменения в области частного права, позаимствовать что-либо, даже очень привлекательное, из-за рубежа весьма проблематично. Перенос норм частного права из одной правовой семьи в другую обычно встречает трудноразрешимые препятствия.