Президент как глава государства в зарубежных странах: понятие, виды, полномочия, порядок занятия должности, ответственность.
Институт главы государства встречается почти во всех политически организованных странах. Государственное право наделяет его многими функциями и полномочиями, прерогативами и привилегиями. Конкретный их набор зависит от статуса главы государства, формы правления.
Главой государства могут быть:
- Монарх;
- Президент;
- Узурпатор;
- Коллегиальный орган со статусом президента
Государство Судан возглавил Верховный совет. Коллегиальный орган (хунта) может стать во главе государства не только на законных основаниях, но и в силу узурпации; несколько равноправных выборных должностных лиц, в совокупности возглавляющих государство. Так, в Сан-Марино учрежден сдвоенный институт главы государства - два равноправных капитан-регента.
Следует иметь в виду, что функции главы государства могут быть переданы его представителю - регенту или должностному лицу, действующему от имени монарха в одном из государств, входящих в унию. В странах, образующих унию с Великобританией, правомочия Короны выполняют генерал-губернаторы и лейтенант-губернаторы, назначаемые монархом по решению парламента каждого из таких государств.
Все главы государств выполняют некоторые общие функции и полномочия. Во-первых, они осуществляют представительскую функцию. Глава государства представляет свою страну в международных отношениях - назначает министров иностранных дел и дипломатов, подписывает договоры и соглашения, аккредитует зарубежных послов, объявляет войны и заключает мир либо участвует в их объявлении и заключении мира.
Выполняя представительскую функцию во внутригосударственных отношениях, глава государства использует право обращения к нации, подписывает от имени государства соглашения с субъектами федерации и другие соглашения.
Во Вьетнаме функции главы государства выполняет Государственный совет. Однако в строгом смысле, и он главой государства не является, поскольку Госсовет - это, прежде всего, постоянно действующий законодательный орган.
В Ливии, где роль государства второстепенна, а политические решения вырабатывает и принимает особое учреждение - Революционное руководство, институт главы государства неразличим. В Ливийской Джамахирии Всеобщий народный конгресс, то есть высший представительный орган, избирает постоянно действующий Генеральный секретариат. Формируется также правительство (Высший народный комитет). Оба органа имеют своих председателей, но ни один не считается главой государства. Ливия попросту не востребовала от государства те «услуги», которые обычно оказывает народу президент. Выполнять их взялось революционное руководство, возглавляемое лидером Ливийской революции. Конечно, действительное значение политических полномочий главы государства в основном определяет форма правления. Первое, от чего зависит характер его полномочий, - это относится ли государство к парламентской форме правления или не является таковым.