Характеристика функций и система организации управления
Функции управления базируются на праве собственника в отношении любого объекта управления, которое состоит из трех правомочий: владения, пользования и распоряжения. Значит, функции управления государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах должны обеспечивать управление их воспроизводством (к примеру, защиту от размывания долей государства в акционерных обществах), использованием (получение дивидендов, соблюдение национальных интересов при управлении стратегическими АО) и трансформацией (возможность эффективной приватизации пакетов акций, закрепленных за государством).
С учетом особенностей объектов, целей и задач управления государственными долями (пакетами акций) в АО общие функции управления имеют в настоящем процессе определенную специфику.
Организация деятельности по управлению акциями, находящимися в государственной собственности, (на уровне федеральной собственности) представлена на рис. 25.
Механизмы управления
Государство управляет принадлежащими ему акциями:
1) через институт своих представителей;
2) через институт доверительных управляющих;
3) через специализированное финансовое учреждение - Российский фонд федерального имущества (РФФИ).
ИНСТИТУТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РФ
Представителей Российской Федерации в органах управления акционерными обществами назначает Правительство Российской Федерации или Министерство имущественных отношений РФ.
Правительство Российской Федерации назначает представителей в акционерные общества согласно специально утверждаемому Перечню, в который на момент последнего утверждения было включено 167 акционерных обществ следующих отраслей:
- Атомная промышленность
- Авиационная промышленность
- Промышленность вооружений
- Радио- и электронная промышленность
- Судостроительная промышленность
- Нефтяной комплекс
- Газовая промышленность и газовое хозяйство
- Электроэнергетика
- Воздушный транспорт
- Морской и речной транспорт
- Производство и обработка драгоценных камней и металлов *
- Химическая промышленность
- Машиностроение
- Страхование.
- Средства массовой информации
- Спиртовая промышленность
- Предприятия хлебопродуктов
В отношении акционерных обществ, включенных в перечень, Правительство РФ принимает также решения о:
- выдвижении кандидатов в совет директоров, ревизионную комиссию;
- выдвижении кандидатов в исполнительные органы ОАО (если решение этого вопроса отнесено его уставом к компетенции общего собрания акционеров);
- замене членов совета директоров (наблюдательного совета), представляющих интересы РФ.
В отношении всех других акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности, назначение представителей и кандидатов в органы управления АО осуществляет Миниму-щество РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование в соответствующих отраслях (сферах управления).
ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РФ
Порядок назначения и деятельности представителей РФ в органах управления и ревизионных комиссиях АО, акции которых находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права «вето», устанавливается Правительством РФ. Если акции находятся в собственности субъекта федерации или муниципалитета - такой порядок устанавливается решениями (постановлениями) органов власти соответствующего уровня.
Представителями РФ в органах управления и ревизионных комиссиях АО, акции которых находятся в федеральной собственности, могут быть:
- государственные служащие;
- сотрудники РФФИ и его территориальных отделений;
- иные граждане РФ (за исключением избранных в представительные органы государственной власти либо местного самоуправления).
Однако если речь идет об акционерном обществе, в отношении которого принято решение об использовании специального права («золотой акции»), тогда представителями РФ в органах управления и ревизионных комиссиях АО могут быть исключительно государственные служащие. При этом решение о назначении представителей принимается на уровне правительства.
Порядок действий представителя РФ показан в табл. 7.
Представитель РФ обязан лично участвовать в работе органов управления и ревизионной комиссии акционерного общества, в которые он назначен или избран, и не может делегировать свои функции иным лицам, в том числе замещающим его по месту основной работы. Представитель РФ не может быть представителем других акционеров в органах управления акционерного общества.
ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РФ
В целях повышения эффективности управления государственным имуществом и усиления ответственности представителей РФ в органах управления АО установлен порядок отчетности представителей РФ за результаты финансово-хозяйственной деятельности этих акционерных обществ.
Два раза в год (в сроки, установленные для сдачи полугодовой и годовой бухгалтерской отчетности) они обязаны направлять в Минимущества и в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), отчет, в котором содержатся порядка 40 финансово-экономических показателя, характеризующих деятельность АО за отчетный период.
В отчете также должны содержаться подробные сведения о деятельности самого представителя РФ в органах управления открытого АО, например, перечень вопросов, внесенных в повестку дня общего собрания акционеров или совета директоров по инициативе представителя, а также позиция представителя при голосовании по всем вопросам повестки дня.
Установленным содержанием отчетности определено, что представитель РФ обязан предоставить также сведения о своих действиях по обеспечению своевременного и полного перечисления дивидендов в федеральный бюджет, а также мерах по финансовому оздоровлению АО (случае наличия признаков банкротства).
Одновременно с годовым отчетом представители РФ в органах управления акционерного общества направляют в Минимущества и отраслевые министерства доклад о финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, в котором должны быть отражены следующие вопросы:
- распределение акций среди акционеров, включая трудовой коллектив, администрацию, иностранных и других акционеров (с указанием наиболее крупных акционеров, владеющих акциями, количество которых равно или превышает пять процентов уставного капитала общества);
- информация об инвестициях, в том числе направляемых на строительство объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения; структурные изменения в номенклатуре выпускаемой продукции;
- структурные изменения в долях АО на товарных рынках;
- данные об использовании прибыли, остающейся в распоряжении акционерного общества;
- при наличии программы деятельности АО - обобщенные данные о ходе ее выполнения за отчетный период;
- данные об изменении численности персонала, среднемесячной оплате труда работников акционерного общества, в том числе директора (генерального директора), за отчетный период;
- данные об участии коммерческих структур и иностранных инвесторов в деятельности АО;
- реализация мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Несмотря на принимаемы меры по повышению эффективности института представителей РФ, деятельность этого института не соответствует пока в полном объеме задачам управления государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах.
Участие в качестве представителей РФ в основном государственных служащих создает проблему качества управления в связи с несоответствием количества организаций, в которые государство назначает своими представителями государственных служащих, возможностям такой системы управления и ресурсам, выделяемым на это управление.
доверительное управление
Институт доверительного управления является одним из механизмов системы управления государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах и базируется на нормах действующего Гражданского кодекса РФ. В целом он представлен в гл. 3 Раздела IV, поэтому здесь мы останавливаемся только на той специфике, которая связана с доверительным управлением именно ценными бумагами и только государственными.
Профессиональная деятельность по управлению ценными бумагами регламентируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и может осуществляться юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем после получения лицензии ФКЦБ России'.
Вне зависимости от условий договора доверительного управления ценными бумагами доверительный управляющий не вправе совершать следующие действия с находящимися в его управлении ценными бумагами:
- отчуждать находящиеся в его управлении ценные бумаги в свою собственность либо в собственность своих учредителей; закладывать находящиеся в его управлении ценные бумаги в обеспечение исполнения собственных обязательств, не связанных с исполнением договора доверительного управления, или обязательств любых иных лиц, за исключением учредителя управления или иного выгодоприобретателя;
- передавать находящиеся в его управлении ценные бумаги и (или) денежные средства иным лицам в качестве исполнения обязательств по сделкам, не связанным с исполнением договора доверительного управления, в том числе по сделкам, обязанным лицом по которым является доверительный управляющий лично. Несмотря на то что привлечение доверительных управляющих в большей степени отвечает требованиям профессионального управления государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах, практическое становление данного института проходит в России неоднозначно, нередко с грубыми нарушениями действующего законодательства, что свидетельствует о слабости системы контроля со стороны соответствующих органов государственного регулирования.