Права человека как критерий нравственного измерения политики и государственной власти
В Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека и гражданина закреплены во второй главе, которая так и называется «Права и свободы человека и гражданина». Она состоит из 47 статей и по объему является самой большой главой Конституции.
Исходя из того, что закрепление основных прав и свобод человека и гражданина в Конституции Российской Федерации следует сразу же после первой главы, в которой говорится об основах конституционного строя нашего государства, становится очевидным, какое большое значение правам и свободам человека и гражданина придается в нашей стране.
Каждый гражданин Российской Федерации обладает всем комплексом прав, относящимся к общепризнанным правам человека независимо от того, гражданином какого государства он является, а также правами, присущими гражданам данного государства (избирать и быть избранным в органы государственной власти, быть государственным служащим и др.).
Для того чтобы подчеркнуть, что провозглашаемое право или свобода являются общими для всех живущих в этом государстве людей независимо от того, является ли данный человек его гражданином или нет, в законах обычно употребляются слова «каждый», «все», «личность» и т.д.
В тех случаях, когда хотят подчеркнуть наличие конкретного права или свободы лишь у граждан данного государства, употребляется термин «гражданин».
Глава вторая Конституции Российской Федерации начинается ст. 17, в которой установлено, что права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Таким образом, закрепляется положение, по которому устанавливается соответствие прав и свобод человека и гражданина международным актам, в частности, таким как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и другим.
Непосредственный характер действия прав и свобод человека и гражданина закреплены в ст. 18 Конституции Российской Федерации. В ней говорится о том, что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств гарантируется в ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации. Здесь же говорится о том, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности.
Личные (гражданские) права и свободы составляют основу правового статуса человека и гражданина. Большинство из них носит абсолютный характер, т.е. не подлежат ограничению.
В Конституции Российской Федерации личным правам посвящены ст. 20-29. Статья 20 закрепляет право каждого на жизнь, что в первую очередь подразумевает охрану жизни каждого человека, живущего в России со стороны государства. Деятельность силовых министерств нашего государства базируется на этой статье Конституции: Министерство обороны Российской Федерации должно защищать жизнь каждого человека от внешних врагов, Министерство внутренних дел России и другие правоохранительные органы в первую очередь обязаны охранять право человека на жизнь от преступных посягательств.
В связи со вступлением России в Совет Европы перед нашей страной встал вопрос об отмене смертной казни как уголовного наказания, так как этого требует Протокол № 6 от 28 апреля 1983 г. к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. назначение наказания в виде смертной казни было приостановлено вплоть до формирования во всех субъектах Федерации судов присяжных.
В настоящее время как исполнение, так и назначение наказания в виде смертной казни в России не проводится. Конкретизируются права лиц, содержащихся под стражей, в Федеральном законе от 15 июля 1995 года.
Действие данного закона основано на принципах законности, гуманизма, равенства всех перед законом, уважения человеческого достоинства. Содержание под стражей, подозреваемых и обвиняемых должно строиться в соответствии с международными договорами и соглашениями, в первую очередь, с таким как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., и специальными актами, регулирующими обращение с заключенными (Минимальные стандартные правила ООН обращения с заключенными 1955 г. и Европейские пенитенциарные правила 1987 г.).
Статья 27 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого, кто законно находится на территории России, на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Часть 2 этой статьи закрепляет право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Для граждан России закрепляется право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
До начала девяностых годов прошлого века в нашей стране существовал институт прописки. Законом о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 прописка, носящая разрешительный характер, была ликвидирована. Введена регистрация, имеющая уведомительный характер. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. по вопросу законности существования этого института отмечалось, что регистрация, представляющая собой способ учета граждан в пределах России и носящая уведомительный характер, не противоречит Конституции. Если же субъектами Российской Федерации устанавливается иной порядок регистрации, в частности разрешительный, то такая регистрация противоречит ст. 27 Конституции Российской Федерации.
Статья 28 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, вероисповедания, исключая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Под свободой совести понимается право человека, как исповедовать, так и не исповедовать религию, т.е. быть атеистом. Свобода вероисповедания - это право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственного отправления культов и обрядов в соответствии этим учением.
Статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах говорит о том, что «никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору».
Вопросы свободы совести и вероисповедания регламентированы Федеральным законом о свободе совести и о религиозных объединениях от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ2. В частности, в нем устанавливается положение, в соответствии с которым верующие не обязаны сообщать о своем отношении к религии. В Законе также запрещается установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии.
Статья 28 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, вероисповедания, исключая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Под свободой совести понимается право человека, как исповедовать, так и не исповедовать религию, т.е. быть атеистом. Свобода вероисповедания - это право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственного отправления культов и обрядов в соответствии этим учением.
Статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах говорит о том, что «никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору».
Вопросы свободы совести и вероисповедания регламентированы Федеральным законом о свободе совести и о религиозных объединениях от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ2. В частности, в нем устанавливается положение, в соответствии с которым верующие не обязаны сообщать о своем отношении к религии. В Законе также запрещается установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии.
Прослеживается тесная связь между нормами, закрепленными в главе первой Конституции Российской Федерации и главе второй, в которой закреплены права, продекларированные в главе первой.
Экономические, социальные и культурные права человека и гражданина, закрепленные в статьях второй главы Конституции Российской Федерации, призваны обеспечивать свободу человека и гражданина в экономической, социальной и культурной областях жизни.
Так, право на экономическую деятельность невозможно реализовать без существования права частной собственности, закрепленного в ч. 1 ст. 35, где говорится о том, что оно охраняется законом.
В свою очередь экономическую деятельность невозможно осуществлять без наличия в собственности имущества, что означает возможность владеть, пользоваться и распоряжаться им, причем как единолично, так и совместно с другими лицами.
Третья часть этой статьи закрепляет гарантии государства для реализации указанных прав. Так, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Здесь же гарантируется право наследования.
Детализация указанных прав содержится во многих законодательных актах и, в первую очередь, в Гражданском кодексе Российской Федерации. Вопросы образования, реорганизации и ликвидации акционерных обществ, в деятельности которых чаще всего реализуется право заниматься предпринимательской деятельностью, регулируются Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Гарантией реализации ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации, не допускающей экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, является Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-12. Этим законом ограничивать конкуренцию запрещено хозяйствующим субъектам и органам исполнительной власти. С целью борьбы с монополиями и недобросовестными конкурентами создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации, куда можно обратиться предпринимателю в случае, если имеются нарушения ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации.
В аспекте стимулирования развития производства и частной инициативы следует рассматривать и ст. 35 Конституции Российской Федерации, закрепляющую право частной собственности. Кроме того, это право нужно для утверждения новой Концепции прав и свобод человека, а также как правовая база перехода к рыночной экономике.
Охрана частной собственности осуществляется многими отраслями права: гражданским, административными другими. Но наиболее строго за посягательство на частную собственность наказывает Уголовный кодекс Российской Федерации. В нем предусмотрена уголовная ответственность за совершение таких преступлений, нарушающих право частной собственности, как кража (ст. 158 УК РФ); мошенничество (ст. 159 УК РФ); грабеж (ст. 161 УК РФ); разбой (ст. 162 УК РФ); вымогательство (ст. 163 УК РФ); хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ); причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ).