Понятие и система договоров в сельском хозяйстве
Рассмотренные ранее меры государственного регулирования сельского хозяйства, и прежде всего косвенные методы этого регулирования, организация и функционирование сельскохозяйственных товаропроизводителей (юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств), предполагают использование договорных механизмов.
Нормативное регулирование договорных отношений в аграрном секторе экономики в современных условиях обеспечено в значительной степени Гражданским кодексом РФ, нормы которого распространяются в равной мере на договорные отношения в любой сфере. Аграрное производство является частью экономики государства и частью общих рыночных отношений. Поэтому вхождение в рынок участников сельского хозяйства в любом случае должно быть опосредовано универсальными правовыми методами, принятыми для всех сегментов рынка.
Рассмотрим классификацию договоров, особо выделив договоры аграрные.
Некоторые ученые (Г.Е. Быстров, М.И. Козырь) предлагают делить договоры в сельском хозяйстве на три группы:
- общегражданские договоры;
- договоры, специфические для сельскохозяйственного сектора экономики;
- договоры, регулирующие межхозяйственные отношения и трудовые отношения в сельскохозяйственных коммерческих организациях.
В данном случае проведена граница между гражданско-правовыми договорами, общими для всех участников отношений, и договорами, используемыми преимущественно в сельском хозяйстве. В представленной классификации заметно признание того, что в аграрных отношениях нашли распространение нормы гражданского законодательства о договорах.
Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции.
При осуществлении закупок применяются следующие типы договоров купли-продажи: договор контрактации, договор поставки, договор поставки товаров для государственных нужд, договор розничной купли-продажи. Особое внимание уделяется нормативному регулированию расчетов, а также качеству товара. Наиболее явно аграрная специфика проявляется в содержании и реализации договора контрактации.
В соответствии со статьей 535 ГК РФ но договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции, для переработки или продажи.
При осуществлении закупок сельскохозяйственной продукции для государственных и муниципальных нужд важное значение имеют федеральные законы от 13 декабря 1994 г. №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (с изм. и доп.) и от 21 июли 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Без организации государственных закупок сельскохозяйственного товара практически невозможно решить продовольственные проблемы страны. Другая цель государственной политики в этом направлении - поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях рыночной конкуренции. На последнее, в частности, направлены упомянутые закупочные и товарные интервенции государства.
Договоры в сфере материально-технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Договоры в сфере материально-технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей обслуживают прежде всего закупку сельскохозяйственной и иной техники, снабжение электроэнергией, покупку горюче-смазочных материалов, другого имущества, необходимого в производстве.
В основе перечисленных отношений находятся общие нормы договора продажи, его разновидности - договора поставки, а также нормы договора об оказании услуг.
Как правило, закупка сельскохозяйственной и иной техники, горючего осуществляется на основе договора поставки.
В условиях отсутствия необходимых для покупки дорогостоящей техники денежных средств в аграрном секторе приобретает значение договор финансовой аренды (лизинг).
Договор поставки является одним из основных, на основании которого сельскохозяйственные предприниматели закупают необходимую для производства технику и оборудование.
Несмотря на то что договор поставки - разновидность договора купли-продажи, регулирование отношений по поставке обладает некоторыми специфическими чертами.
Согласно статье 506 ГК РФ по данному договору поставщик (продавец), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личными, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Поставка товара отличается и от контрактации как по субъекту, таки по объекту: по договору контрактации продавцом всегда является сельскохозяйственный товаропроизводитель, а товаром - сельскохозяйственная продукция. От договора поставки законодательством отграничен договор поставки для государственных нужд. Последний вид поставки отличается целью (собственно государственные нужды), которая определяет особый правовой порядок этого вида отношений.
Договоры в сфере материально-технического обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Помимо приобретения техники, оборудования или другого имущества, которое необходимо в сельском хозяйстве, аграрное производство нуждается в строительстве, проведении ремонта и многих других работ.
Сама деятельность, о которой идет речь, не относится напрямую к сельскохозяйственной, однако без ремонта техники, строительства, мелиорации и многого другого аграрное производство существовать не может. Гражданское законодательство предусматривает несколько видов договоров, которые могут обеспечить не только продажу товара, но и предоставление услуг, изготовление чего-либо на заказ: это подряд (ст. 702 768 ГК РФ); возмездное оказание услуг (ст. 779-783 ГК РФ); перевозка (ст. 784-800 ГК РФ) и некоторые другие.