Понятие и сущность общепризнанных прав и свобод человека
В юридической литературе по проблеме защиты прав и свобод человека используется разнообразная терминология, имеющая общее и специальное, правовое значение. В современном политическом лексиконе «права человека» - одно из наиболее часто употребляемых сочетаний. И все же вряд ли можно сказать, что в этом имеется полная ясность, чтобы прояснить, уточнить и структурировать многогранное понятие «права человека», необходимы четкие определения ученых: правоведов, социологов и философов.
Весьма часто в современной жизни люди сталкиваются с чем-то, носящим наименование «права человека». Их используют, к ним апеллируют, их реализуют и нарушают, но мало кто полностью понимает, что это такое. Неудивительно - четкое определение этого понятия бывает трудно найти и в специальной литературе.
Понятие «права человека» достаточно часто используется сегодня в социуме, однако часто под этими словами понимают различные сущности. Одной из причин является то обстоятельство, что это понятие пока не стало предметом серьезного обсуждения в отечественной научной среде, отношение же к правам скорее является меткой нахождения индивидуума в одной из идеологически окрашенных групп социума.
Права и свободы человека не есть сугубо правовая проблема. В ней синтетически переплетаются правовые, политические, мировоззренческие, моральные, философские и другие аспекты, что придает дополнительную сложность ее решению, ибо требует многоуровневого и многогранного исследования. Вместе с тем понятие прав и свобод человека является понятием историческим, имеет многовековую историю формирования и развития, пронизывая всю историю права.
Права человека не только необходимый компонент, составляющая всякого права, правовой системы, но и форма выражения сущности, внутренней логики действующего права. В этой связи В. С. Нерсесянц пишет: «Право без прав человека так же невозможно, как и права человека вне права». При этом, состояние действующего права в обществе и уровень правовой мысли, в том числе в области прав человека, не всегда находились в состоянии гармонии. Как правило, политико-правовая теория, правовые концепции, теоретические построения опережали правовую практику, в том числе в сфере прав и свобод человека и гражданина.
Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.
Общепризнанные права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав - на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других естественных прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер.
Можно сказать, что права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Несомненно, они имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования.
Как подчеркнул Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в связи с празднованием 50 - летия Всеобщей декларации прав человека: «Права человека являются основой человеческого существования и сосуществования. Они являются всеобщими, неделимыми, взаимосвязанными. Именно права человека делают нас людьми. Они являются теми принципами, при помощи которых мы создаем священный дом для человеческого достоинства... Права человека не чужды ни одной культуре и естественны для всех народов. Терпимость и милосердие всегда служили идеалами государственного управления и человеческого поведения. Сегодня мы называем эти идеалы правами человека».
Когда речь идет о правах человека как естественных, неотъемлемых свойствах, имеются в виду те права, которые выражают жизненно важные потребности и интересы, без обеспечения которых человек не может сформироваться как уникальная личность, активный участник, а не пассивный свидетель исторического развития.
Чем больше у человека прав, тем реальнее его свобода, тем шире возможности выбора целей и средств их осуществления. Права человека - это проявление свободы во всех сферах жизнедеятельности личности. В связи с этим следует вспомнить слова русского философа Николая Бердяева о том, что «человек изначально свободен, если он человек. Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать. Свобода человеческой личности» - писал он, - «принадлежит человеку как духовному существу. Неотъемлемые права человека, устанавливающие границы власти общества над человеком, определяются не природой, а духом. Это духовные права, а не естественные права, природа никаких прав не устанавливает». «Естественные» права действительно означают не нечто природное в буквальном смысле, а их социально-духовную сущность, которая имеет решающее значение для формирования личности. Они столь же важны для сохранения человеческого естества как возможность и необходимость есть, пить, дышать.
«В современный период права человека являются общесоциальным понятием, отражающим наднациональные общечеловеческие требования и стандарты в области личности». Позволим себе согласиться с мнением С. А. Комарова, выделяющего следующие главные признаки прав человека:
- они возникают и развиваются на основе природы человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;
- складываются объективно и не зависят от государственного признания;
- принадлежат индивиду от рождения;
- имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными (как воздух, земля, вода и т.д.);
- являются непосредственно действующими;
- признаются высшей социальной ценностью;
- выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;
- представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между личностью и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага;
- их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.
Данный подход к проблеме прав человека разделяется многими философами, правоведами, политологами. К примеру, профессор Л. С. Явич пишет, что «права человека - это социальный феномен, отражающий важные черты, свойства, качества человеческой личности, обусловленные данной ступенью исторического развития общества».
Права человека - сложное, многоплановое явление мировой культуры и цивилизации. Они имеют негативное и позитивное значение. В первом случае это права «от» принуждения, вмешательства в личную жизнь, порабощение, дискриминации, социальной несправедливости и т.д. Во втором случае это права «для» самовыражения, самоопределения, реализации своих творческих способностей, всестороннего развития, участия в общественной жизни, достойного существования и т. д. В конечном счете, все человеческие права направлены на обеспечение свободы личности.
Таким образом, можно сказать, что права человека это социально и морально обоснованные и поддержанные правом требования отдельных индивидов или социальных групп к обществу и государству на основании их принадлежности к человечеству в целях обеспечения свободного, всестороннего развития личности.
Ключевым понятием теории прав человека является «уважение человеческого достоинства», т.е. представление о самоценности личности, ее уникальности. Это означает, что права человека носят этический характер и предполагают высокий уровень духовно-нравственного развития общества. То есть ценность прав человека должна быть осознана, стать частью внутреннего мира человека. Это, в свою очередь, создает условия для превращения прав человека в потребность, жизненный ориентир. Его достижение предполагает утверждение определенных социальных отношений, благодаря которым соединяются два основных начала в человеке: духовное и социальное. По существу, когда речь идет о правах человека, имеются в виду права «другого», ибо в обществе, где не признаются права любого человека, никаких прав быть не может. Это своего рода общественный договор, соглашение о взаимном уважении неотъемлемых прав каждого. Это и выражается в отношениях между людьми, человеком, обществом и государством по поводу признания у каждого человека естественных, присущих ему как человеческому существу жизненно важных свойств, потребностей и интересов. Их обеспечение предполагает соответствующие практические действия. Вне социальных отношений их быть не может, как не может быть и обязанностей. Они, таким образом, представляют собой способ самоутверждения, жизнедеятельности личности, благодаря которому она получает возможность наиболее полно выразить и обеспечить свои потребности и интересы в соответствующих исторических условиях.