Концептуальные основы построения системы управления государственной собственностью
Управление государственной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны государства на все объекты принадлежащей ему собственности. На практике это означает, что государство как собственник устанавливает определенные правила и условия владения, пользования и распоряжения этими объектами.
Наибольший эффект реализация этих правил и условий достигается тогда, когда управленческое воздействие государства в лице уполномоченных им органов власти осуществляется системно, т.е. с применением комплекса мер, образующих систему управления государственной собственностью.
Следует отметить, что понятие «система управления государственной собственностью» является новым для теории и практики России, возникшим в ходе реформирования форм и отношений собственности в конце 90-х годов прошлого века. В этой связи необходимо попытаться ответить на вопрос: «Что же представляет собой понятие "Система управления государственной собственностью (СУГС) с точки зрения ее содержания и структуры"?».
СУГС базируется как на общих постулатах теории управления, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением правил и условий, устанавливаемых государством как собственником своего имущества. Так, общеизвестно, что главной целью частного собственника, использующего свое имущество в процессе предпринимательской деятельности, всегда является прибыль. В отличие от него ряд государственных предприятий могут быть сориентированы прежде всего не на получение максимума возможной прибыли, а на реализацию социальных или оборонных задач.
Как управленческая система СУГС включает в себя основные элементы (подсистемы): 1) механизм управления (цели, принципы, методы); 2) управляющую систему в статике (структуру управления -функции и органы управления госсобственностью); 3) управляющую систему в динамике (процессы управления объектами госсобственности), а также 4) подсистемы обеспечения СУГС (учет, оценка, кадровое обеспечение, контроль общей эффективности и т.п.).
Исходным моментом в построении любой системы управления является формулирование целей, на достижение которых будет направлено ее функционирование. Система целей СУГС объективна, однако она формируется при сознательном воздействии органов, выступающих представителями государства по распоряжению объектами его собственности. На первом этапе экономических реформ в России главной целью СУГС являлось разгосударствление собственности, сопровождавшееся массовой приватизацией. На нынешнем этапе на первый план вышла цель использования СУГС в качестве инструмента структурной перестройки и роста реального сектора экономики, т.е. в значительной степени собственно выстраивание управляющей деятельности государства в этой области как системной.
Основные подсистемы непосредственно реализуют цели СУГС. Подсистемы обеспечения призваны создать необходимые условия для функционирования основных подсистем в ходе реализации всех целевых установок.
Результативность СГУС определяется в решающей мере тем, на сколько комплексно и синхронно взаимодействуют основные подсистемы и подсистемы обеспечения.
Рассмотрим кратко состав элементов каждой из подсистем СУГС.
В подсистеме механизма управления наряду с целевым блоком, аккумулирующим реализуемые цели и задачи, решаемые системой, представлены такие «краеугольные камни» СУГС, как: а) блок способов управления преобразованием форм и отношений собственности; б) блок методов управления использованием госсобственности.
Первый содержит такие институциональные инструменты перехода одной формы собственности в другую, как приватизация, национализация, банкротство.
Второй включает в себя такие способы управления госсобственностью, как аренда, залог, доверительное управление, оперативное управление, хозяйственное ведение и безвозмездное пользование.
Подсистема структуры управления охватывает составные элементы системы управления государственной собственностью на федеральном, субфедеральном (региональном) и местном уровнях и их соотношение. Подсистема организации процесса управления отражает реальную жизнь СУГС в ходе разработки, принятия и реализации стратегических и текущих управленческих решений органами управления, взаимодействия этих органов с законодательной властью и местным самоуправлением, другими элементами более общей системы - государства в целом, обществом в лице политических и общественных организаций. Иными словами, это конкретная деятельность системы.