Водные ресурсы
Отношения по поводу вод регулируют Водный кодекс РФ, который устанавливает правовые основы использования и охраны водных объектов, и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные правовые и нормативные акты Российской Федерации, а также законы и иные акты субъектов федерации.
Водное законодательство Российской Федерации преследует цели: обеспечить права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддерживать оптимальные условия водопользования, качество поверхностных и подземных вод, отвечающее санитарным и экологическим требованиям; защитить водные объекты от загрязнения, засорения и истощения; предотвратить или ликвидировать вредное воздействие вод, а также цель сохранения биологического разнообразия водных экосистем.
Согласно общему правилу, составной частью правовой системы в области использования и охраны водных объектов являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Если международным договором федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Водным кодексом, то применяются правила международного договора.
Водное законодательство регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения). Отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, а также отношения, связанные с использованием воды, уже изъятой из водных объектов, не относятся к предмету водного законодательства.
Объектом водных отношений является водный объект или его часть. В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на несколько категорий.
1. Поверхностные водные объекты - постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов, и под разделяются на
- поверхностные водотоки и водохранилища на них;
- поверхностные водоемы;
- ледники и снежники.
2. Внутренние морские воды - морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря.
3. Территориальное море Российской Федерации - прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством Российской Федерации.
4. Подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К подземным водным объектам относятся:
- водоносный горизонт - воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи;
- бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах;
- месторождение подземных вод - часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод;
- естественный выход подземных вод - выход поземных вод на суше или под водой.
Водные объекты подразделяются также на
- водные объекты общего пользования (находятся в общедоступном, открытом пользовании);
- водные объекты особого пользования (которыми пользуется ограниченный круг лиц).
Участниками (субъектами) водных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования и водопользователи (граждане или юридические лица, которым предоставлено право осуществлять деятельность, связанную с использованием водных объектов).
Полномочия РФ в области использования и охраны водных объектов определены в ст. 65 Водного Кодекса, в соответствии с которой в компетенцию РФ входят:
- определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов;
- создание специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда;
- владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом;
- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, контроль за их соблюдением;
- проведение единой инвестиционной политики в области использования и охраны водных объектов;
- разработка, утверждение и реализация федеральных государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;
- разработка, согласование, государственная экспертиза, утверждение и реализация федеральных, в том числе бассейновых, -и схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;
- проведение единой научно-технической политики, разработка и утверждение единой нормативно-методической базы, организация и финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований в области использования и охраны водных объектов;
- установление порядка ведения и ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра, а также порядка осуществления и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;
- установление порядка использования водных объектов;
- установление порядка выдачи, оформления, регистрации и выдача лицензии на водопользование и распорядительной лицензии;
- определение порядка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов и режима использования их территорий;
- определение принципов экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов, порядка установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, а также установление ее предельных размеров;
- установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) для субъектов РФ по водным объектам, отнесенным к федеральной собственности;
- перераспределение водных ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности;
- установление режимов специальных попусков, наполнения и сработки водохранилищ, а также пропуска паводков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности;
- координация деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в области использования и охраны водных объектов;
- установление порядка организации и проведения государственного контроля за использованием и охраной водных объектов;
- определение режима особо охраняемых водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в том числе источников питьевого водоснабжения, их зон и округов санитарной охраны;
- заключение и выполнение международных договоров РФ в области использования и охраны водных объектов;
- подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий, предотвращение и ликвидация последствий вредного воздействия вод;
- резервирование источников питьевого водоснабжения, находящихся в федеральной собственности;
- подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и об охране водных объектов;
- проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;
- охрана исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей при использовании водных объектов;
- объявление водных объектов или их частей зонами чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия. Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Государственное управление в области использования и охраны водных объектов осуществляют Правительство РФ и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда - Комитет РФ по водному хозяйству (Роскомвод). Государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории субъектов РФ осуществляют органы исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.