На реальном рынке встречаются не два контрагента – продавец и покупатель, а их множество, и цены устанавливаются на основе многих, массовых сделок. Совокупный спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а представляет собой совокупный, платежеспособный спрос в масштабе национального хозяйства.
Взаимосвязь между совокупным спросом и уровнем цен – обратная, то есть такая же, как между спросом на отдельный товар и его ценой. Зависимость между совокупным предложением и уровнем цен – прямая: с ростом цен растет и предложение.
Однако агрегирование, то есть объединение показателей позволяет увидеть проблемы общества в целом. Например, если взаимодействие единичного спроса и предложения приводит к равновесию, т.е. рынок автоматически выравнивает то и другое, то агрегированные показатели автоматически не выравниваются. Например, рост доходов влияет на совокупный спрос, но не строго пропорционально, потому что не все доходы направляются на потребление, частично они откладываются как сбережение. В результате не все произведенное реализуется и рынок затоваривается, то есть равновесие между совокупным спросом и предложением нарушается.
Это было замечено Джоном Кейнсом, который доказал, что для того, чтобы производство развивалось нормально, надо стимулировать спрос населения.
Возможна и другая картина, как было в командной экономике СССР, где совокупный спрос опережал предложение, в результате был всеобщий дефицит товаров.
В экономической теории выделяют типичные и нетипичные факторы равновесия совокупного спроса и предложения. К типичным факторам относятся не только доходы, влияющие на совокупный спрос, но и состояние денежного обращения (инфляция), налогообложение, возможности и условия получения кредита, демографические процессы, национальные и исторические традиции. На совокупное предложение влияют цены на сырье, топливо, комплектующие, налоги, дотации и другие факторы. В целом рыночный механизм действует успешно, когда нет резкого колебания цен и опасного воздействия внешних факторов (кризисов, войн, политических потрясений).
Среди нетипичных факторов можно выделить три причины резкого нарушения равновесия совокупного спроса и предложения.
Первая причинна -резкое изменение цен на некоторые товары (нефть, металл, рубль), в том числе из-за перенасыщения рынка, например, из-за необычно высокого урожая – падают цены, сокращается производство, нарушается устойчивость рынка в целом.
Вторая причина - международная политика монополий, например, в 70-х годах в результате резкого повышения цен на нефть странами ОПЕК (международного картеля нефтедобывающих стран Ближнего Востока) пострадала экономика ряда стран, в частности США. За короткий срок цены выросли в 3-4 раза. Вздорожал импорт, ухудшились платежные балансы, обострилась конкуренция, усилилась инфляция. В США была срочно разработана программа снижения энергоемкости и материалоемкости.
Третья причина - включение механизмов спекуляции, которые повышают цены.
ВЫВОД: чем сложнее хозяйство, тем больше посредников, тем больше потери общества из-за несбалансированности.