Объекты права собственности
В ст. 209 ГК в качестве объекта права собственности называется имущество. Как и объект любого вещного права, оно должно быть индивидуально-определенным. Поскольку под имуществом целый ряд статей ГК понимает не только вещи, но и имущественные права (ст. 128, 132 ГК), в литературе с новой силой вспыхнул никогда не затухавший спор о том, что следует считать объектом права собственности - только вещи или, помимо вещей, еще и имущественные права.
Как полагает Е.А. Суханов, "в состав имущества граждан, принадлежащего им на праве собственности, могут входить и отдельные обязательственные права (например, такие права требования, как вклады в банках, либо права пользования чужим имуществом), корпоративные права (права участия в акционерных и других хозяйственных обществах, кооперативах), а также некоторые правомочия из состава исключительных прав. Они не приобретают тем самым режима вещных прав, но находятся в составе принадлежащего гражданину имущества как единого комплекса". Его поддерживает М.И. Брагинский, замечающий, например, что вкладом в имущество хозяйственного товарищества и общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Но в силу ст. 213 ГК все они признаются собственностью юридического лица.
Другие ученые считают, что объектом права собственности, как признавалось и в классическом римском праве, могут быть только вещи. Так, по мнению К.И. Скловского, "... чтобы стать предметом права собственности, нужно быть вещью".
На наш взгляд, слишком широкое понимание имущества как особого объекта права собственности гражданина, юридического лица или публичного образования вряд ли обоснованно. Каким бы единым этот комплекс ни казался, он объективно распадается на отдельные входящие в его состав вещи (автомобиль, дача), обязательственные и иные права и т.п. По той же причине защитить его как единый объект права собственности с помощью вещно-правовых способов защиты невозможно. Это хорошо видно на примере августовского кризиса 1998 г. в России, когда денежные сбережения тысяч граждан оказались не в их частной собственности, а в собственности обанкротившихся банков, и вернуть их обратно в полном объеме мало кому удалось. Напротив, те вещи, которые находились во владении их собственников, несмотря на кризис, так и остались в их собственности. Сказанное не означает, что действующее российское право вовсе не признает существования так называемого права собственности "на право". Оно существует, как минимум, в двух случаях: а) когда имущественное право включено в состав предприятия как единого имущественного комплекса и особой разновидности вещи (ст. 132 ГК); б) когда имущественному праву законом придан режим бестелесной (res incorporales) вещи (например, купля-продажа доли в праве общей собственности).