Содержание права собственности
Собственник вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом наиболее абсолютным образом, что составляет одну из самых характерных черт данного права.
При этом традиционно для российского законодательства основное содержание права собственности раскрывается через так называемую "триаду" правомочий собственника: владеть, распоряжаться и пользоваться имуществом (п. 1 ст. 209 ГК).
Впервые "триада" нашла в России законодательное закрепление в 1832 г. в ст. 420 т. Х ч. 1 Свода законов Российской Империи. Ее появление именно в таком виде во многом было случайным, чего не скажешь о самой попытке раскрыть понятие собственности через отдельные правомочия собственника. Такой подход был предопределен всем ходом развития законодательства о собственности в Средние века, когда содержание права собственности не было единым, а носило "расщепленный" характер с разным набором прав у различных собственников (суверена, вассала, церкви и т.п.).
В то же время определение права собственности через "триаду" правомочий владения, распоряжения и пользования оказалось настолько удачным, что вслед за Сводом законов Российской Империи она была заимствована сначала ГК 1922 и 1964 гг., Основами гражданского законодательства 1991 г., а затем ГК 1994 г.
Итак, согласно п. 1 ст. 209 ГК собственник вправе своей вещью:
а) владеть, т.е. осуществлять над ней фактическое господство. При этом вовсе не обязательно контактировать с вещью постоянно. Достаточно, чтобы окружающие считали собственника тем лицом, которое осуществляет над ней реальное господство; б) пользоваться, т.е. извлекать из вещи пользу, выгоду, для которых она предназначена. По общему правилу, именно собственник получает от вещи плоды, продукцию и доходы; в) распоряжаться, т.е. определять юридическую судьбу вещи: продавать, дарить, сдавать в аренду, передавать в залог и т.п.
Кроме названных, собственник вправе совершать в отношении принадлежащих ему вещей любые иные действия, включая действия по уничтожению вещи, если они не противоречат закону, иным правовым актам и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК). При этом, передавая отдельные правомочия, собственник не теряет права собственности на вещь.
Одним из конкретных случаев передачи собственником принадлежащих ему правомочий другим лицам является предусмотренная п. 4 ст. 209 ГК возможность передавать имущество в доверительное управление. Причем такая передача, как подчеркивается в законе (п. 1 ст. 1012 ГК), перехода права собственности к доверительному управляющему не влечет, а порождает обязательственные отношения между собственником-учредителем управления и доверительным управляющим. В отдельных случаях в результате ареста принадлежащего ему имущества собственник может быть лишен всех трех правомочий - владения, пользования и распоряжения им. Но это не означает автоматического прекращения права собственности. Такая ситуация имеет временный характер: собственник либо будет восстановлен в своих правах, либо по основаниям, предусмотренным законом, его право будет прекращено.