Отчетность федеральных ГУПов
В условиях сохранения отраслевого принципа управления руководство унитарными предприятиями осуществляют федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены функции по организации, координации и регулированию деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Задачи отраслевых органов управления и Минимущества России по формированию базы данных о круге и количестве ГУПов были освещены в Разделе I. Перечни организаций, находящихся в их ведении, по состоянию на 1 января текущего года, органы исполнительной власти должны представлять в Минимущества России.
В целях организации контроля за эффективностью деятельности ГУПов правительством утвержден Порядок отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, который обязывает руководителей предприятий ежеквартально представлять отчет о работе предприятия по установленной форме в Минимущество России и отраслевой орган исполнительной власти параллельно. В первом разделе отчета наряду с общими данными о предприятии должны быть указаны:
- вышестоящий отраслевой орган управления;
- данные о внесении сведений об имуществе предприятия в Реестр федеральной собственности; кроме того,
- должна содержаться информация о контракте с руководителем этого предприятия.
Из отчета можно узнать о прибылях и убытках, кредиторской и дебиторской задолженности, показателях рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости, основных средствах и стоимости чистых активов предприятия. Помимо этого, отчет должен содержать информацию о проданном в течение отчетного периода и неиспользуемом недвижимом имуществе, а в случае наличия признаков банкротства руководитель предприятия обязан также сообщить важную для собственника имущества информацию о характере этих признаков и мерах, принятых руководителем для финансового оздоровления предприятия.
Предусматривается, что при наличии у унитарного предприятия дочерних предприятий контролирующим органам в качестве приложения к отчету направляются также сводная бухгалтерская отчетность и справка об участии в дочерних предприятиях и иных хозяйственных обществах. Кроме того, руководитель предприятия ежеквартально, одновременно с представлением годового отчета, обязан представлять в те же органы сведения об участии предприятия в уставных капиталах иностранных юридических лиц и доклад об организационной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия, содержащий информацию, например, по следующим вопросам:
- реализация мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности продукции предприятия;
- достижение утвержденных основных экономических показателей деятельности предприятия;
- использование недвижимого имущества в целях получения дохода, а также прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
- программа деятельности предприятия на очередной год.
Реестр показателей ведет Минимущества России. Данные о показателях экономической эффективности формируются в разрезе отрасли соответствующим федеральным органом отраслевого управления, в разрезе территории - территориальными органами Минимущества России. В целом реестр ведет Минимущество России, на которое, помимо этого, возложены обязанности по методическому и программному обеспечению работ, связанных с ведением этого реестра, организация защиты информации и контроль за ведением отраслевых и территориальных баз данных.
Реестр предназначен для решения следующих задач:
- сбор данных о показателях;
- анализ и утверждение величин этих показателей;
- оценка достижения унитарными предприятиями утвержденных величин показателей экономической эффективности;
- оценка эффективности управления унитарными предприятиями, определение мер по повышению эффективности управления;
- составление прогноза поступлений в бюджет.
На отраслевые органы управления возложена обязанность по сбору, анализу, утверждению величин показателей экономической эффективности и по выявлению предприятий, не достигших утвержденных величин этих показателей, а также подготовка направляемых в Минимущества России предложений о реорганизации, ликвидации, приватизации унитарных предприятий, в том числе дочерних, и о смене их руководителей. В свою очередь руководители унитарных предприятий несут ответственность за достоверность и своевременное представление этих данных. Особо необходимо остановиться на таком показателе, как доля прибыли, перечисляемая в бюджет. Вступивший в силу Бюджетный кодекс РФ относит эти средства к самостоятельному виду доходов федерального бюджета (ст. 42), а Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год» установил планируемую величину поступления этих доходов в бюджет. Вместе с тем очевидно, что решение вопроса определения этой доли зависит от деятельности отраслевого органа управления, который обязан при этом оценивать не только специфику производства, но и результаты его финансово-хозяйственной деятельности, а также перспективы развития отрасли. Пробел в законодательстве очевиден.