Управление государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах
Формирование объекта управления
В качестве объекта управления может выступать не только объект собственности, представленный, к примеру, в виде имущественного комплекса, но и обособленная доля в общей собственности, выраженная в комплексе имущественных прав. Таким образом, пакеты акций акционерных обществ, закрепленные в собственности государства, являются самостоятельными объектами управления.
Государственные доли (пакеты акций) в акционерных обществах -термин, который используется в контексте данной главы в качестве собирательного для определения долей (пакетов акций), закрепленных в федеральной собственности, собственности субъектов федерации и муниципальной собственности.
Государственные доли (пакеты акций) в акционерных обществах могут формироваться тремя способами:
1) в процессе приватизации государственных предприятий, когда в собственности государства закрепляются на определенный период пакеты акций создаваемых акционерных обществ;
2) посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество;
3) путем покупки акций за счет средств бюджета.
В течение десяти лет экономических реформ в России приватизация предприятий с закреплением пакетов акций в собственности государства была доминирующим способом формирования государственных долей (пакетов акций) в АО.
Определение целей, задач и принципов управления
Реализация целей, задач и принципов управления государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах является предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в стране и осуществления развивающей и стимулирующей функций государства в отношении национальной экономики.
ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
В условиях смены стратегии приватизации государственного имущества от массового процесса к пообъектному, основными целями управления государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах являются:
- увеличение неналоговых доходов федерального бюджета;
- выполнение акционерными обществами общегосударственных функций;
- стимулирование развития производства и привлечение инвестиций;
- оптимизация управленческих затрат;
- институциональные преобразования в экономике. Увеличение неналоговых доходов федерального бюджета создает
предпосылки для снижения государством налогов на результаты деятельности экономических субъектов. В связи с этим государство как акционер проводит целенаправленную работу по получению дивидендов по пакетам акций АО, действующих в высокодоходных отраслях экономики, производящих ликвидную продукцию, имеющих стабильное финансовое положение и не требующих значительных инвестиционных вложений.
Выполнение акционерными обществами общегосударственных функций (связанных с обороной, обеспечением безопасности, выполнением социальных и научно-технических программ, регулированием естественных монополий) осуществляется путем закрепления в государственной собственности пакетов акций стратегических акционерных обществ. Стратегические АО - это открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие РФ в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, его обороноспособность и безопасность, а также защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.
Стимулирование развития производства и привлечение инвестиций могут быть осуществлены за счет использования акций, находящихся в государственной собственности, в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов. Приватизацию принадлежащих государству пакетов акций можно также обременить условием инвестирования в предприятие или другими условиями.
Оптимизация управленческих затрат может быть достигнута за счет сокращения количества находящихся в государственной собственности пакетов акций до уровня, позволяющего реализовать регулирующую и контролирующую функции государства. Сокращение может производиться не только путем продажи акций, но и путем их консолидации в вертикально интегрированных структурах для оптимизации управления однородными с точки зрения технологии или рынка сбыта компаниями. Приватизацию пакетов акций целесообразно осуществлять в тех случаях, когда цель, преследуемая государством при осуществлении деятельности АО, может быть достигнута иным, кроме участия, способом.
Институциональные преобразования в экономике направлены на постепенное вытеснение неэффективных собственников за счет механизма купли-продажи акций, на реструктуризацию предприятий и отраслей, формирование вертикально интегрированных структур. В связи с этим целесообразно содействовать принятию решений о реорганизации или банкротстве организаций, имеющих значительную задолженность перед федеральным бюджетом, а также о реструктуризации крупных промышленных АО с громоздкой и неэффективной структурой.
задачи управления
Реализация перечисленных целей управления государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах диктует необходимость решения следующих задач:
классификация пакетов акций, закрепленных за государством,
по признакам, определяющим специфику управления; -S разработка и осуществление учета государственных долей (пакетов акций) в акционерных обществах;
защита прав собственников, в том числе миноритарных акционеров;
оптимизация количества объектов управления; -S разработка критериев оценки эффективности управления государственными долями (пакетами акций); -S организация системы контроля за качеством управления.
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
Основополагающим принципом управления государственными долями (пакетами акций) в АО является принцип пообъектного управления. В этом заключается существенное отличие государства как собственника пакетов акций различных акционерных обществ от любого другого владельца пакетов ценных бумаг, который может управлять своим портфелем как единым объектом.
Важнейшим принципом управления государственными долями (пакетами акций) в АО является также детальная регламентация функционирования системы управления, порядка взаимодействия государственных органов и характера принимаемых управленческих решений. С учетом масштаба процесса, существенными принципами управления государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах должны стать комплексность и системность.