Местное самоуправление - основа конституционного строя
Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое, естественно, порождает различные подходы к его исследованию.
Местное самоуправление можно рассматривать в качестве:
а) основы конституционного строя и элемента Основного закона как доктрины;
б) права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;
в) формы народовластия.
Местное самоуправление, согласно Европейской Хартии местного самоуправления, составляет одну из основ любого демократического строя. «Принцип местного самоуправления, - гласит ст. 2 Хартии, - должен быть признан во внутреннем законодательстве, и, по возможности, в Конституции государства».
Конституция РФ, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Она признаёт и гарантирует местное самоуправление (ст. 3, 12, 130-133 и др.). Основываясь на конституционном регулировании, Закон об общих принципах организации местного самоуправления констатирует: «Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации» (ст. 2).
Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.
Основываясь на положениях Конституции РФ, Закон об общи принципах организации местного самоуправления определяв предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов в области местного самоуправления.
Принцип местного самоуправления должен быть закреплен конституциях (уставах) субъектов Федерации, в их праве вообще, которые, признавая местное самоуправление в качестве одного из основополагающих начал организации публичной власти на своей территории определяя систему организации этой власти, не могут снижать уровень федерального гарантирования самостоятельности местного самоуправления. В соответствии со ст. 16 Конституции РФ положения ее ст. 3 и 12, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие конституционные нормы не могут противоречить ее положениям о местном самоуправлении, закрепленным в гл. 1. Это является важной гарантией развития местного самоуправления в нашей стране.