Учет требований безопасности и экологичности при вводе оборудования в эксплуатацию
Для исключения возможности эксплуатации оборудования, не соответствующего требованиям безопасности, производится проверка оборудования как перед его вводом в эксплуатацию, так и в процессе ее эксплуатации. Применительно к оборудованию повышенной опасности проводятся специальные освидетельствования и испытания.
При поступлении нового оборудования и машин на предприятие они проходят входную экспертизу на соответствие требованиям безопасности. Она проводится отделом главного механика (главным механиком) с привлечением механика того подразделения (цеха), где его планируют использовать.
В случае энергетических систем в проверке участвуют также главный энергетик и энергетик указанного выше подразделения. Если оборудование не соответствует предъявляемым требованиям, оно не допускается к использованию, при этом составляется рекламация в адрес завода-изготовителя.
Основное оборудование электроустановок перед вводом в эксплуатацию подлежит испытаниям под нагрузкой не менее 24 ч, если нет других требований завода-изготовителя. При выявлении дефектов необходимо их устранение и проведение повторных испытаний.
При первом пуске или в случае изменения режима работы компрессорной установки, а также при пуске после капитального ремонта или другой длительной остановки производится определение ее характеристик и сравнение их с характеристиками, прилагаемыми к паспорту машины и заводской инструкции.
При необходимости производится соответствующая регулировка. По инструкции завода-изготовителя кроме того необходимо периодически снимать индикаторные диаграммы с компрессорных и силовых цилиндров поршневых компрессорных установок. Указанный контроль проводится мастером, дежурным инженером или техником.
Вновь установленные грузоподъемные машины должны быть подвергнуты до пуска в работу полному техническому освидетельствованию.
Техническое освидетельствование грузоподъемной машины производится предприятием-владельцем и возлагается на инженерно-технического работника по надзору за грузоподъемными машинами и проводится при участии лица, ответственного за исправное их состояние. (При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, статическому и динамическому испытаниям. При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания грузоподъемной машины не производятся).
При техническом освидетельствовании грузоподъемной машины должны быть осмотрены и проверены в работе ее механизмы и электрооборудование, приборы безопасности, тормоза и аппараты управления, а также проверены освещение, сигнализация и габаритные .размеры.
Кроме того, при техническом освидетельствовании грузоподъемной машины должны быть проверены состояние ее металлоконструкций и сварных (заклепочных) соединений, а также кабины, лестниц, площадок и ограждений: крюка, деталей его подвески; канатов и их крепления; состояние блоков, осей и деталей их закрепления, а также элементов подвески стрелы у стреловых кранов; заземление электрического крана с определением сопротивления растеканию тока; соответствие массы противовеса и баланса у стрелового крана значениям, указанным в паспорте; состояние кранового пути на соответствие его требованиям безопасности.
Статическое испытание грузоподъемных кранов производится нагрузкой, на 25 % превышающей их грузоподъемность, и имеет целью проверку прочности крана и отдельных его элементов, а у стреловых кранов - проверку грузовой их устойчивости.
Динамическое испытание грузоподъемного крана производится грузом, на 10 % превышающим его грузоподъемность, и имеет целью проверку действия механизмов и их тормозов. Динамические испытания допускается производить рабочим грузом. Порядок проведения статических и динамических испытаний грузоподъемных кранов изложен в соответствующих правилах.
Техническое освидетельствование лифтов следует проводить после монтажа лифта и регистрации его в инспекции Госгортехнадзора.
Техническое освидетельствование лифтов проводит инспектор Госнадзора или представители специализированной обслуживающей организации в присутствии представителей администрации предприятия, которому принадлежит лифт, и лица, ответственного за исправное состояние и безопасную работу лифта.
При статических испытаниях лифтов проверяют прочность механизмов лифта, кабины, канатов, их крепления, действие тормозов, отсутствие проскальзывания канатов в ручьях канатоведущего шкива, надежность электрического торможения без механического тормоза. Статические испытания осуществляют при нижнем положении кабины в течение 10 мин при нагрузках, на 50 % превышающих номинальную грузоподъемность лифта при испытаниях малых грузовых или грузовых лифтов без проводника, снабженных лебедкой барабанного типа; на 100 % превышающих номинальную грузоподъемность при испытаниях лифтов всех других типов.
При динамических испытаниях кабину лифта нагружают силой, на 100 % превышающей номинальную грузоподъемность, проверяя при этом действие механического оборудования, тормоза, ловителей и буферов.
Сосуды и аппараты, работающие под давлением, перед пуском в эксплуатацию подвергаются техническому освидетельствованию. Последнее включает в себя внешний (а если возможно, и внутренний) визуальный осмотр и испытания на прочность, а в случае токсичных или дурно пахнущих рабочих тел - и на герметичность.
Цель осмотра - выявление внешних дефектов конструкции и особенно сварных соединений, а также покрытий.
Испытания на прочность проводят водой, давление которой превышает рабочее. Степень превышения зависит от конструкции сосуда (сварной или литой), величины рабочего давления и отношения пределов прочности материала емкости на растяжение при нормальной температуре и при температуре эксплуатации. Время испытаний составляет от 10 до 60 мин в зависимости от толщины стенки емкости.
Осмотр сосудов, зарегистрированных в органах Госгортехнадзора, проводят самостоятельно представители Госгортехнадзора и ответственный по надзору организации, а испытания - представители надзорного органа. Освидетельствование не зарегистрированных сосудов проводится ответственным по надзору за их безопасной эксплуатацией организации.
Испытание газопроводов на прочность и плотность производится согласно Правилам безопасности систем газораспределения и газопотребления. Величина давления при испытаниях и их длительность регламентируются указанными правилами в зависимости от вида газопроводов с учетом величины рабочего давления.
Подземный газопровод считается выдержавшим испытание на герметичность, если фактическое падение давления в период испытания не превысит величины, определяемой по формуле
где Δр - допускаемое падение давления, кПа;
t~ продолжительность испытания, ч;
d - внутренний диаметр газопровода, мм.
Испытаниям подвергаются также стыки газопроводов после проведения сварочно-сборочных работ. Нормы контроля определяются видом газопроводов и давлением в них.
Отдельно даются Нормы контроля сварных стыков полиэтиленовых газопроводов.
Системы отопления перед первичным пуском в эксплуатацию подвергаются испытаниям рабочим давлением в течение 24 ч (СНиП 3.05.03-85).
Новые или реконструированные вентиляционные системы промышленных предприятий принимаются в эксплуатацию в установленном порядке специальной комиссией, в которую включается представитель санитарно-эпидемиологической службы.
При освидетельствовании этих систем комиссия проверяет соответствие их проекту, проводится измерение фактической производительности и напора вентиляционной установки. При необходимости производится ее регулировка. В рабочей зоне контролируются параметры воздушной среды на соответствие их гигиеническим требованиям.