Права человека в эпоху Просвещения (17-18 в.в.)
Однако уже в этот период в Англии возникают попытки ограничения права монарха, соединения монархии с сословным представительством, стремление определить для владычества монарха правила, которым он должен следовать. Противостояние монарха, баронов, рыцарства, завершилось принятием Великой хартии вольностей 1215 г. В ней содержатся статьи направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей, шерифов и констеблей, лиц, не знающих законов, либо не желающих их выполнять. Особое место занимает ст. 39 Великой хартии, предусматривающая применение наказаний по отношению к свободным не иначе как по законному приговору равных и по закону страны.
Следующим важнейшим шагом в обеспечении прав личности явилось принятие Петиции о правах, закона, принадлежащего к числу немногих актов, на которых зиждется английское конституционное право. Петиция о праве 1628 г., относящаяся к периоду формирования буржуазного строя в Англии, возлагала определенные обязанности на короля, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации. Помимо этого в Петиции узаконивались право обеспечения неприкосновенности личности и право равенства всех лиц перед законом независимо от социального статуса в случаях совершения уголовно наказуемого поступка или присуждения к смертной казни. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился Хабеас корпус акт 1678 г., который ввел понятие «надлежащей процедуры», установил гарантии неприкосновенности личности принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав личности положения.
Актом, закрепившим компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев, утверждением конституционной монархии, стал Билль о правах 1689 г. Билль о правах обстоятельно перечислял политические права как парламента, так и отдельных граждан, и являлся по существу мирным договором, поставившим последнюю точку в продолжительной и упорной борьбе между королевской властью и парламентом.
Указанные нормативные акты - свидетельство первооткрывательства Англии в области прав человека и в необходимом для их защиты разделении властей. Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека, нашедшее воплощение в исторических документах, произошло в США. Истоки этого явления заложены в философии просвещения, учениях древнегреческих философов, естественно-правовой доктрине, таких актах, как Великая хартия вольностей, Петиция о праве, Билль о правах, Хабеас корпус акт, которые были созданы в период становления буржуазного строя в Англии.
Учение естественного права было развито Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном в их борьбе за победу буржуазно-демократической и антиколониальной революции. Идеи Пейна и Джефферсона были направлены не только на утверждение демократической государственности, но и на защиту неотъемлемых естественных прав человека. Трудно переоценить великий гуманный пафос Декларации прав Вирджинии 1776 г., провозгласившей: «Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они - при вступлении в общественное состояние - не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно: правом на жизнь и свободу со средствами приобретения и владения собственностью правом на стремление к счастью и безопасности и их приобретение». Декларация прав Вирджинии 1776 г. была первым государственным определением прав человека. Карл Маркс, оценивая этот исторический документ, писал, что Америка - это страна, «где возникла впервые ... идея великой демократической республики, где была провозглашена первая декларация прав человека и был дан первый толчок европейской революции XVIII века».
Конечно, идея вечных человеческих прав не нова. Эта идея о «прирожденных правах» человека имела хождение, прежде всего, в период средневековья во время борьбы за свободу вероисповедания. Однако вечной политической свободы не существует в той же мере, как и вечной религиозной свободы человека. Безусловно, одним из них был Джон Локк (1632 - 1704), теории которого оказали влияние на последующие свободы человеческих прав. По его мнению, все люди первоначально были свободны и создали государство из страха друг перед другом. В этих целях каждый отказался от части своей свободы, чтобы в полной безопасности пользоваться оставшейся ее частью. Эту оставшуюся часть Локк видел в сохранении собственности - изначального права человека, заботится о которой, согласно социальному контракту, были обязаны все, в том числе и государство. Отсюда он выводил другие права человека.
Его мысли вместе с другими подобными идеями оказали влияние на авторов Билля о правах (1776) декларации американского штата Вирджиния, созданной еще за несколько недель до провозглашения независимости 13 соединенными штатами Америки.
Здесь также провозглашены вечные права и свободы, которые - как явствуют из слов относительно защиты собственности - на самом же деле должны были идти на пользу одной лишь буржуазии. Поэтому, думаем, что нет ничего удивительного, что их духовный отец Томас Джефферсон был рабовладельцем, и это несмотря на заявления: «Все люди от природы одинаково свободны и независимы».
Не стоит забывать о том, что в то самое время, когда Т. Джефферсон писал Билль о правах, он использовал на своей фабрике труд рабов - детей, цена которых определялась в зависимости от количества гвоздей, которые они в состоянии были производить. И абсолютно без всяких следов смущения он пишет: «Я рассматриваю женщину, рождающую каждые два года по ребенку, как более выгодную, чем любой, самый лучший мужчина на ферме; производимое ею обогащает капитал, в то время как его рабочая сила является просто объектом потребления».
И все же идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости 1776 г., провозгласившей: «Мы полагаем самоочевидным те истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, что к ним относятся жизнь, свобода, стремление к счастью, что для обеспечения этих прав среди людей учреждаются государства, черпающие свои разумные полномочия в согласии управляемых».
Как видно из изложенного, на становление прав человека решающее влияние оказала естественно-правовая доктрина, утвердившая приоритет прав человека и определившая новые параметры взаимоотношений между индивидом и властью. Такой подход - революционный поворот в общественном сознании - индивид, ранее всецело подчиненный государству и зависимый от него, приобретает автономию, право на невмешательство государства в сферу свободы личности, очерченную правом, и получает гарантии государственной защиты в случае нарушения его прав и свобод.
Фоном развития идеи прав человека явились принципы свободы и равноправия. Фридрих Энгельс писал: «Должны были пройти и действительно прошли целые тысячелетия, прежде чем из первоначального представления об относительном равенстве был сделан вывод о равноправии в государстве и обществе и этот вывод стал казаться естественным, само собой разумеющимся».
Высоко оценивая роль естественно-правовой доктрины в идеологическом обосновании буржуазных революций, становлении прав человека, нельзя сказать, что она была единственной и преобладающей в определении взаимоотношений личности и государства, в выдвижении приоритета прав человека по отношению к государственной власти. Ей противостоял, можно сказать, в значительной мере продолжает противостоять позитивистский подход к природе прав человека и взаимоотношения государства и личности. Согласно этому подходу права человека, их объем и содержание определяются государством, которое «дарует» их человеку, осуществляя по отношению к нему патерналистские функции.
Так Б. Чичерин писал: «Учения о неотчуждаемых и нерушимых правах человека, которые государство должно только охранять, но которых оно не смеет касаться, есть учения анархическое. В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом, а установление закона принадлежит государству».
Для позитивистского подхода, личность сама по себе - ничто. Прочный и твердый общественный строй, с точки зрения позитивистского подхода, установится лишь тогда, когда будет подчинять себе стремление отдельных личностей с такой же безусловностью и беспощадностью, как законы природы.
Различные подходы к взаимодействию права и государства, взаимоотношения человека и государства сохранились и в современном мире. Они не замыкаются в сфере научных дискуссий и находят свое отражение в Конституциях современных государств.
Государство не может не признать права человека на жизнь, достоинство, неприкосновенность личности, жилища. И хотя эти права принадлежат человеку от рождения, «защищенность» им придает юридическая форма, т.е. форма закона. Поэтому эти права не могут быть противопоставлены государству, которое должно брать на себя функцию не только их защиты и обеспечения, но и их законодательного формулирования. Особое значение имеет запись этих прав в Конституции.
По мнению авторов, необходимо также принять во внимание, что ограничение власти государства правами человека не должно вести к предельному умалению роли последнего, которая весома не только в охране прав и свобод человека, но и в придании им законодательной, т.е. общеобязательной формы, о чем говорилось выше.