Сельскохозяйственные унитарные предприятия и некоммерческие организации в сельском хозяйстве.
Государственные сельскохозяйственные предприятия, несмотря на осуществленную приватизацию и реорганизацию совхозов, составляют и в настоящее время значительную часть аграрных товаропроизводителей, перерабатывающих и сервисных формирований.
ГК РФ предусматривает два вида государственных и муниципальных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Новым является само понятие унитарного предприятия, под которым понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. При этом имущество такого предприятия является неделимым, т. е. оно не может быть распределено, в том числе и между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Согласно Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ст. 2, п. 2) в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;
- унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению компетентного государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом такого предприятия является его устав, утвержденный уполномоченным органом. Размер уставного фонда не может быть меньше суммы, определенной законом о государственных и муниципальных предприятиях. Такое предприятие вправе создавать дочерние предприятия, также основанные на праве хозяйственного ведения.
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, обладают значительно меньшим объемом прав. Как предусмотрено ст. 116 ГК РФ, в случаях, установленных Законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие на праве оперативного управления - федеральное казенное предприятие. Учредительным документом такого предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Виды сельскохозяйственных некоммерческих организаций, предусмотренных ГК РФ и их правовой статус.
В ГК РФ предусмотрены следующие виды некоммерческих организаций: потребительские кооперативы, общественные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). В сельском хозяйстве наибольшее распространение получили потребительские кооперативы.
Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами или юридическими лицами) при условии их обязательного участия в его хозяйственной деятельности. В зависимости от вида деятельности сельскохозяйственные потребительские кооперативы подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и иные, созданные в соответствии с требованиями Закона «О сельскохозяйственной кооперации».
Садоводческие, огороднические и дачные объединения.
Садоводческие, огороднические и дачные объединения являются в настоящее время одними из наиболее распространенных сельскохозяйственных некоммерческих формирований. Согласно федеральному закону от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, а также реализации прав по владению, пользованию и распоряжению ими могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства.
В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество же общего пользования, приобретенное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания членов товарищества, является собственностью товарищества как юридического лица. Члены товарищества не отвечают по его обязательствам, равно как и товарищество не несет ответственности по обязательствам его членов.
В садоводческих, огороднических и дачных потребительских кооперативах имущество общего пользования создается их членами посредством объединения паевых взносов. Такое имущество является собственностью кооператива как юридического лица. Члены потребительского кооператива обязаны ежегодно покрывать его убытки посредством внесения дополнительных взносов. Кроме того, они несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса.
В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом партнерстве имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким партнерством на взносы его членов, является собственностью партнерства как юридического лица. Члены партнерства не отвечают по его обязательствам, как и партнерство не несет ответственности по обязательствам его членов.
Правовой статус ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств.
Правовой статус ассоциаций (союзов) крестьянских (фермерских) хозяйств претерпел в последние годы существенные изменения. Такие ассоциации создавались либо путем объединения крестьянских (фермерских) хозяйств, либо на базе реформированных колхозов и совхозов. В обоих случаях такие ассоциации были в основном хозяйственными формированиями, главной целью деятельности которых было увеличение доходов ее участников на основе организации совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Новый Гражданский кодекс внес существенные изменения в правой статус таких ассоциаций, отнеся их к некоммерческим организациям, которые вправе заниматься предпринимательской деятельностью «лишь постольку, поскольку это соответствует достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям» (ст. 50 ГК РФ). Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, то такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо для осуществления предпринимательской деятельности может быть создано хозяйственное общество (ст. 121 ГК РФ). В этой связи возникла необходимость в приведении в соответствие с новым ГК учредительных документов ранее созданных на селе ассоциаций и союзов.