Рассмотрим возможные варианты взаимоотношений между типами людей.
Экстраверты - Д. Кихот, Гюго, Гамлет, Жуков, Наполеон, Дж. Лондон, Штирлиц, Гексли.
Интроверты - Дюма, Робеспьер, Горький, Есенин, Бальзак, Драйзер, Достоевский, Габен.
1. Дуальные отношения (полное дополнение).
Информация от дуала воспринимается как поддержка, помощь, коррекция, т.к. информация I сильного канала приходит на IV канал (слабый, безразличный к критике и давлению, но охотно принимающий помощь). Взаимодополняют друг друга психотипы: Есенин и Жуков, Наполеон и Бальзак,
Штирлиц и Достоевский и т.д. Дуалы отличаются по признакам: экстраверсия - интроверсия, этика - логика, сенсорика- интуиция, но по признаку рациональность - иррациональность совпадают. Дуалы - надежные партнеры в работе, в семье. Но оказалось, что возможны такие сочетания психотипов, когда люди четырех типов полностью взаимодополняют друг друга, образуя оптимальные квадры, в которых осуществляется полная кооперация, взаимопомощь, поддержка, психофизиологическое регулирование, психологический комфорт и максимальная продуктивность деятельности.
Любопытно, что, по наблюдениям медиков, люди, входящие в одну квадру, имеют преимущественно похожие заболевания, так a - квадра часто страдает кишечно-желудочными заболеваниями, b - квадра - болезнями позвоночника и нервной системы, g - квадра - гинекологическими, урологическими заболеваниями, s - квадра - кардиологическими и болезнями дыхательной системы.
Образно можно охарактеризовать, что для a - квадры присущи гармоничность, насыщенность эмоциональных и зтических переживаний, b - квадра готова для действий в жестком мире, им присуща сила воли и чувство текущего времени, g - квадра - это буря, натиск, борьба, активность и s - квадра - оптимистичных практиков, гармонии и дружелюбия.
2. Полудуальные отношения (по I и IV каналам отношения дополнения, но нет компенсации по II и III каналам), поэтому когда люди знакомятся, строят планы, договариваются о делах, все идет хорошо, но при реализации задуманного они не могут эффективно помогать друг другу, т.к. у обоих есть одна и та же область, где оба не сильны, и в результате может возникнуть взаимное разочарование (например между Есениным и Наполеоном).
3. Миражные отношения. Сильные каналы I - одинаковы, поэтому сильная функция партнера не ценится ("я и сам так могу"), а слабая (IV) функция - предстает в особо неприглядном свете (деловые контакты малоэффективны). Могут реально помочь друг другу, но в делах не слишком серьезных (отдых, легкое общение). Например между психотипами Есенин и Дон Кихот - миражные отношения, но в семье они могут ужиться, т.к. возможен определенный процент психологического комфорта в их общении.
4. Полная противоположность. В каналах функции одинаковы, но разной вертности, т.е. смотрят на одни проблемы с противоположных сторон, общение поверхностное, как бы на разных языках. Не могут скоординировать свои действия, даже в мелочах. Но в начале знакомства привлекают друг друга своей непохожестью, загадочностью, могут влюбиться, но потом из-за трудности, а порой невозможности достигать согласия расстаются. Эти отношения еще называют отношениями погашения, так, интроверт гасит активность экстраверта и у экстраверта начинает накапливаться раздражение. Но в принципе такие отношения малоконфликтны - партнерам нечем "уколоть" друг друга.
5. Зеркальные отношения. Идет активный обмен информацией по сильным каналам: то, что думает один, без лишних слов реализует другой. Здесь конфликты маловероятны, а взаимная польза есть. (Например: Есенин - Гамлет.)
6. Конфликтные отношения. При близком общении конфликты неизбежны, т.к. каждый из партнеров воздействует другому на III канал, на уязвимую точку, на "больную мозоль" друг друга. При дальнем общении уважают друг друга, советуют друг другу. (Например: Есенин - Штирлиц.) В семье конфликтные отношения приводят к психосоматическим заболеваниям.
7. Отношения ревизии. Ревизор невольно оказывает воздействие на III уязвимый канал ревизуемого, в ответ не ощущая воздействия на себя, и поэтому может приближаться к ревизуемому слишком близко, высказывая какие-то замечания, на которые болезненно реагирует ревизуемый. А ревизор не понимает, почему на него обижаются, он ведь не хотел обидеть. Конфликт неизбежен при длительном взаимодействии. Если общение происходит по функциям, исключенным из I и III каналов, то конфликт возникает не сразу, а с расширением зоны контактов. Каждый психотип - ревизор для кого-то, и одновременно для кого-то - сам ревизуемый. Ревизуемый не может резко парировать обвинение - ревизор подавляет его, в результате у подревизного могут развиться неврозы, психосоматические заболевания.
8. Тождественные отношения между людьми одинакового психосоциотипа. Информация легко передается от одного человека к другому (хорошо для отношений "учитель - ученик", но если их знания выравниваются, они становятся неинтересны друг другу, охладевают друг к другу, не о чем беседовать, не могут поддержать друг друга, т.к. одинаковые слабые места и функции. Исключением может быть случай, когда перед ними стоит общая цель (например Ленин и Крупская - сенсорно-логические зкстраверты).
9. Родственные отношения. Похоже воспринимают мир, в деловых отношениях могут помочь друг другу, если у них одинаковые интересы. Но если интересы расходятся, отношения могут быть неприятными, раздражающими. На словах понимают друг друга, но действуют прямо противоположным образом, причем склонны считать другого чуть ли не предателем: "Мы договорились, а вы вон что делаете!"
10. Отношения супер-эго. Различные функции I и II каналов, поэтому интересы совершенно различны, не могут понять друг друга, часто возникают конфликты. Каждый видит в другом те качества, которые хотел бы развить у себя, поэтому при дальнейшем общении могут уважать, ценить друг друга.
11. Деловые отношения. Партнеры хорошо понимают друг друга по II творческому каналу, отношения спокойные, но в целом это взаимодействие людей с разными целями. Близкие отношения нежелательны, т.к. короткая психологическая дистанция приводит к раздражению целями, намерениями партнера.
12. Отношения активации. Творческая функция II канала каждого из партнеров активизирует слабую функцию другого партнера в его IV канале, т.е. люди подстегивают активность друг друга. Отношения благоприятные, но нет полной компенсации, может настать утомление друг от друга в связи с разными ритмами жизни: один рациональный, другой иррациональный тип. Им необходимо на некоторое время отдалиться, отдохнуть друг от друга, после чего они снова с удовольствием общаются.
13. Отношения квазитождества. Есть перекрест по слабым функциям. У них общие интересы, но разной вертности. Могут обсуждать общие темы, но из трудного положения каждый выходит собственным путем, в результате недопонимание друг друга. Конфликты бывают редко, но легко, без трений могут расстаться.
14. Отношения социального заказа. Вначале это отношения дружественные, оба восхищаются друг другом. Но все, что говорит или делает подзаказный, заказчику кажется не очень важным, а заказчик, напротив, воспринимается подзаказным как весьма значительная фигура, и его указания выполняются безоговорочно. Но подзаказный по возможности стремится отделиться от заказчика, поэтому возможен разрыв отношений.
Рассмотренные психотипы людей можно разбить на разные группы: теоретики - практики, стратеги - тактики, логики - этики, позитивисты - негативисты, статики - динамики, конструктивисты - эмотисты.
Позитивисты: Дон Кихот, Наполеон, Габен, Есенин, Максим Горький, Гюго, Джек Лондон.
Негативисты: Бальзак, Гексли, Жуков, Гамлет, Штирлиц, Робеспьер, Т. Драйзер.
Позитивисты с радостью встречают новое, негативисты ничто не берут на веру, осторожно относятся к новому.
Теоретики: Дон Кихот, Бальзак, Джек Лондон, Робеспьер, Гексли, Есенин, Гамлет, Достоевский.
Практики: Дюма, Наполеон, Драйзер, Гюго, Габен, Жуков, Максим Горький, Штирлиц.
Тактики: Дон Кихот, Бальзак, Гексли, Есенин, Гюго, Драйзер, Штирлиц, Максим Горький.
Стратеги: Дюма, Наполеон, Габен, Жуков, Робеспьер, Джек Лондон, Достоевский, Гамлет.
На основе определенного психотипа вероятно возникновение определенных акцентуаций характера: например, гипертимный тип акцентуации возможен у Гюго, Гексли, Дюма; циклоидный тип - у Жукова; сенситивный тип - у Достоевского; психастенический тип - у Робеспьера; шизоидный тип - у Максима Горького; застревающе-параноидный тип - у Штирлица; истероидный тип - у Гамлета; сверхпунктуальный характер - у Бальзака.
Важно отметить, что представители а -квадры (Дон Кихот, Дюма, Робеспьер, Гюго) в своем бессоэнательном имеют доминирование I перинатальной матрицы (по Гроффу), поэтому им присуща гармоничность, у представителей ф - квадры (Есенин, Жуков, Гамлет, Горький) преобладает II перинатальная матрица напряжения, стойкости; у представителей у - квадры (Наполеон, Бальзак, Драйзер, Джек Лондон) доминирует III перинатальная матрица борьбы, натиска и у о-квадры (Габен, Гексли, Штирлиц, Достоевский) господствует IV перинатальная матрица гармонии, победы, дружелюбия.